Обратимся к авторитету. Слово Питеру Расмуссену (Дания), чемпиону мира 1997 г.: «Самое важное, что вы должны понять для выбора используемых стратегий - это то, что вы должны менять свою игру в зависимости от того, с кем вы играете. У каждого есть свои сильные места и слабости, так что играйте своими сильными сторонами в направлении слабостей соперника. Кроме того, не забывайте менять те стратегии, которые ими разгаданы».

Ритм, темп и физическая готовность - это обычный путь, которым идут игроки, не учитывающие физическую готовность соперника. При 21-очковой системе счета немногие игры длятся так долго, что вам их не выдержать, но если вы заиграете за пределами своих скоростных возможностей, то устанете. При пользовании такой стратегией вы должны быть в состоянии связать атакующий напор оппонента своей защитой и принудить того снизить темп атак. Это удается обычно с менее опытными, чем вы, игроками. Более искушенных вряд ли замедляет атаки, но заставят вас играть быстро. Наилучший способ справиться с данной стратегией - высокий, глубокий удар в заднюю часть площадки. Заставляя соперника играть глубоко сзади, вынуждая тратить больше энергии, если он продолжает играть быстро и агрессивно. Сзади он не сможет вам сильно навредить, заставляя вас отвечать быстро.

Иная тактика - блокировать его смеш вместо плоских ответов. Если вы блокируете его смеш вплотную к сетке, то он будет вынужден двигаться больше, отвечая на очередной удар, и даст вам больше времени для подготовки к ответу. Если он сыграет на сетку, не бойтесь вновь высоко откинуть назад или протолкнуть волан с сетки в полполя или дальше. Смысл этой стратегии в экономии собственных сил и принуждении соперника совершать большую часть работы. Возможно, он будет очень агрессивен в атаке, но, если вы их сдержите, он начнет ошибаться и отдавать вам очки.

Ускорение темпа

В противовес предыдущей стратегии, это вы можете использовать против игрока заведомо менее скоростного и физически готового, чем вы. Играя на более высокой скорости, чем соперник, вы заставляете оппонента играть вне его зоны комфорта. Если он будет не в силах поддержать ваш темп, то будет чаще ошибаться и станет невнятен в тактических построениях.

Играть в более быстром темпе не значит пробивать более сильные и атакующие удары, это означает принимать волан как можно раньше, играя более простые удары. Чем меньше времени вы затратите на подход и ответ, тем меньше времени вы оставите сопернику на удобный для него подход и эффективный ответ. Для такой игры вы должны быть быстрее и физически сильнее, чем ваш соперник.

Игра в определенном вами ритме - это первостепенный фактор, отделяющий лучших игроков мира от остальных.

Рваный ритм

Ритм - то, чему не многие игроки уделяют внимание, но это весьма важная вещь, и перебивать ритм игры соперника - чрезвычайно эффективный путь, чтобы не дать тому показать свою лучшую игру.

Называя ритм рваным, я не имею в виду ничего оскорбительного или жульнического ни в каком виде - а только варьирование темпа между медленным и быстрым во время розыгрыша. Например, когда ваш противник неглубоко откинул или находится в неравновесном положении (не на двух ногах), то воспользуйтесь такой удачей для немедленного усиления давления на него. За несколько ударов вы должны взвинтить свой темп, стремясь забить волан; но с возвращением соперника в комфортное, равновесное состояние темп следует снизить, просто держа волан.

Способность включить "другую передачу" - вот главное различие между лучшими в мире и прочими. Джао Дзян Хуа был таким мастером равного ритма. Загони его (война на истощение) - это то, что трудно применить при 21-очковой системе. Средняя длительность игры ощутимо короче, чем раньше, и что-то не слышно о том, что игрока "загнали" на высоком уровне. Не сказать, что так нельзя выиграть за счет своей лучшей физической подготовки, но специально стремиться "загонять" соперника не мудро. Если вы любитель регионального уровня - что ж, такое возможно. В таком случае вы должны быть и физически, и ментально сильнее, т.к. вы не можете бросить сражаться. Здесь запрещены простые ошибки. Так играли Арди Вираната и Хан Джан.

Размещение ударов и геометрия корта

Используйте "треугольник" или "V". Мы имеем в виду такое размещение ударов на корте, чтоб соперник по всему нему бегал. Это способ максимально удлинить путь соперника к точке его удара, особенно в сочетании со скручиванием туловища и разворотами.

В случае 1 вы видите, как мы играем: вначале глубоко назад А, затем на сетку В; то мы заставляем его обедать из А в В через игровой центр Е. Это утомительнее и длиннее, чем бегать по диагонали в С.

Такая тактика уместна при использовании разных углов, например, А и D, А и С. Это работает в сочетании со сметами после возвращения соперника из дальнего угла.

Отодвинуть от сетки - значит вырвать это оружие из его рук. Там вы можете играть против соперника с сильной игрой на сетке и сильнейшими сметами.

Как же сдвинуть его с сетки? Ну, первое - начать отвечать на сетку и при блокирующих ударах глубже в площадку; идеальным же будет нейтральный сеточный удар, который применяют в миксте. Этот удар плоский, в то время как стандартный ответ на сетку ее "облизывает".

Играть сеточный ответ становится затруднительно, если соперник откидывает. Когда он дальше сетки, делайте стандартный ответ. Другой прием отодвигания соперника от сетки состоит в том, что вы стараетесь столкнуть волан с сетки глубоко назад немедленно после его ответа на сетку.

Это сильная тактика, если вы хороши в таком ударе, т.к. соперник может перехватывать такие ответы и сам атаковать. Если вы намерены многократно делать такие "толчки", то вам нужно сначала сдвинуть оппонента с его игрового центра обманными ударами, сочетая "сталкивания" с более жесткими ответами.

Контролируйте сетку. Если вы не имеете дела с Тофиком Хидайатом, Лин Даном или иными мастерами-сеточниками, то эта идея - властвовать у сетки - замечательная и, возможно, ключевая в одиночках.

Контроль на сетку начнем устанавливать с того, что вы оказываетесь у нее как можно быстрее. Этого можно достичь, тренируя скорость передвижения и его технику; развивая способность к предвидению, что по-настоящему достигается единственно более частыми играми против множества игроков. Начинайте изучать своих соперников с отслеживания манеры их игры на сетке.

Отличная тактика для установления контроля над сеткой - повторение сеточного удара после сеточного же ответа противника. Частенько после удара на сетке ваш соперник начинает двигаться назад, готовясь к смешу, еще до вашего удара. Воспользуйтесь такой удачей и вновь сыграйте на сетку. Но будьте сугубо осторожны, т.к. если ваш соперник терпелив и ждет именно такого вашего ответа, то можно и получить в лицо воланом!

Изоляция - весьма неприятна сопернику, если вы ее последовательно осуществляете. Она уместна, если вы хорошо передвигаетесь. Обычно используется в задних углах, куда вы повторно пробиваете в тот же угол несколько раз подряд. Это особенно действенно, когда соперник устал, а ему приходится вновь и вновь выходить из удара, после того, как вы пробьете несколько последовательных ударов в один угол, немедленно перейдите к быстрому укороту либо срезке, чтобы показать сопернику свою непредсказуемость. Иногда при этом высокие атакующие эффективнее высоко-далеких ударов.

Возможно, мы начертим таблицы, что делать в том или ином случае, однако обращаю ваше внимание на то, что вы (или ваш игрок) имеют дело с конкретным спортсменом, придерживающимся определенной тактики. Он может быть малознаком вам или даже вовсе незнаком, однако при наблюдении и анализе мы можем отнести его к определенному типу.

Вот что советует Поль Стюарт (Paul Stewart), известный блоггер из Англии.

Его классификация:

1. Силовой агрессор. Его стиль - атака со всех позиций, стремление подавить соперника с первого удара и с первого розыгрыша, сломив его волю к сопротивлению. Непрерывный град смешей, добиваний с редкими включениями других ударов сопровождается доминирующим поведением на уровне телесного языка. Всячески демонстрируется уверенность через активную жестикуляцию, агрессивные позы. Темп нагнетается, розыгрыши достаточно короткие. Подавить - вот лозунг силового агрессора.

Контригра: 1) быть готовым к урагану атак; 2) сохранять спокойствие; 3) сбивать темп; 4) держать смеш; 5) систематично отыскивать слабые места, если они не определены раньше;6) реально оценив свои силы, решите, возможно ли взять его измором, если ваша защита адекватна атаке; или пытаться при первой возможности контратаковать; или держать волан, ожидая, когда соперник откроет свою слабую зону.

2. Тактический агрессор. Подводит игру к ситуации, когда для него возможна результативная атака. Комбинационный игрок, стремится выбить соперника из игрового центра и немедленно начать, продолжить и завершить атаку. Терпеливо ждет, варьируя темп игры, но при благоприятной возможности стремится идти до победного конца.

Контригра: ищите свои преимущества перед конкретным игроком.

Основные принципы:

 При меньшем, чем у него, опыте, стремитесь быстрее закончить розыгрыш. Как сказано в «Трех мушкетерах»; «Д'Артанъян, не обладавший большим опытом, но помнивший теорию, удвоил быстроту ударов» (и в результате победил Де Жюссака).

 Определите, какие приемы и комбинации повторяются чаще и стремитесь именно эти розыгрыши выиграть.

Чем сложнее ситуация, в которую вы попали, тем проще (и эффективнее) должен быть ваш удар.

 Старайтесь разрушить его планы, которые выражаются в комбинациях его ударов.

 Используйте то, что вы хорошо или очень хорошо умеете (учиться надо на тренировках).

 Однако, если вы обладаете способностью обучаться во время игры (я учу этому своих игроков, и успешно), то действуйте зеркально, но в другом темпе.

3. Активный защитник (контратакер). Фундамент игры - надежная зашита и активные ответы: все, что возможно отправить вниз (даже плоский смеш), должно быть туда отправлено. Двигается навстречу любому волану; особенно будьте осторожны при ваших смешах в пределах шага от него - он может быть готов и встречным ударом (обычно плоским по диагонали) заставит вас перейти в защиту.

Контригра: поскольку излюбленная ситуация для такого типа игроков - спровоцировать удар вниз (смеш, укорот, срез, скидка и т.п.), а затем наиболее быстро перевести волан в удаленную от вас точку - не создавайте таких ситуаций. А уж если попали - будьте готовы к необходимости быстро перемещаться, а затем пробейте волан глубоко назад.

2) Отдайте ему инициативу - пусть играет первым номером. Определите, у кого теперь преимущество.