ГЛАВА 5.

ПЕРЕХОДИМ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЗАЛ

Бадминтон - сложная игра, поэтому после овладения фундаментальными навыками (суть игры, правила счета, разметка площадки, хватки, стойки, передвижения, удары, основы тактики и поведения на площадке) игрок совместно с тренером, соперниками, игроками более высокого класса, чьи действия он отсматривает, наслаждаясь ими или анализируя их, всю дальнейшую бадминтонную жизнь совершенствует свою игру.

В этой главе мы постараемся дать наиболее эффективные (с нашей точки зрения) технические и тактико-технические упражнения (комбинации) с тем, чтобы ими мог пользоваться любой игрок и любой тренер. Выполнение всякого упражнения воздействует не на одно физическое качество и умение; поэтому можно говорить о преимущественной (возможно, предполагаемой) области применения этого упражнения. Обязательно даются ссылки, откуда это упражнение взято; если автора нельзя установить, отмечается - народное (нар.).

Каждое тренировочное занятие имеет различную направленность, но сходную структуру:

1. Подготовительная часть - от прихода спортсмена в тренировочный зал до начала работы с воланом.

2. Основная - тренирующая, базовая часть, где происходит закрепление и развитие умения играть в бадминтон.

3. Игровая часть или тестирование.

4. Заключительная часть.

Будем кратки и сдержанны в теоретических рассуждениях. Итак: пришедший на тренировку постепенно переходит от роли школьника, студента, работающего к роли спортсмена, готового стараться для достижения спортивных целей. Некоторые занятия его спонтанны, другие - подсказывает тренер. Например:

a) войти, поздороваться, перекинуться парой слов, обсудить взаимно интересное;

b) передвижения, бег, скакалка, растяжка;

c) «постучать» при возможности;

d) построиться;

e) собирание внимания, коллективная медитация (тренер берет инициативу в свои руки), или иной способ по возможности полной включенности в происходящее (а не сопровождающей всю тренировку болтовни - это ПЛОХОй стиль - ни то, ни се). Здесь будет уместным хорошо изученное психотехническое упражнение «Переход» (см. гл. 6);

f) разминка - (хорошо бы до нее выпить горячую воду или иной напиток) вначале на месте, затем в движении. Время разминки - наилучшее время для установления дружеской, веселой, объединяющей атмосферы.

2. Основная часть. Весьма часто начинается с передвижения. Тренеру: не переусердствуй, пусть у игроков останутся силы и энтузиазм дойти до конца тренировки, а также восстановиться и прийти на нее и завтра. Передвижения: начинайте медленно, аккуратно вспоминайте правильность подхода, постановки опорной ноги (выпад), выхода из удара и возвращения.

Упр. 1-4 делаются последовательно всеми игроками в начале занятия.

Темп от медленного комфортного до умеренного.

Зеркально относительно

средней линии.

1-4 повтора.

Используются для пар.

Упр. 5 и 6.

А повторяет действия С.

В повторяет действия D.

Начиная с умеренного, комфортного темпа до умеренного быстрого. Упр. 7, 8.

Передвижение в парах против часовой стрелки по принципу «магнитной стрелки», в точки 1-3 и далее, попеременно принимая атакующую и защитную парную расстановку. Упр. 9.

При передвижениях обращайте внимание прежде всего на два момента: 1) старт - в игровой манере, наиболее быстро; 2) передвижение в точку удара и выпад в уравновешенной, экономичной манере: шаги, скрестные шаги, шассе, шаг-прыжок, прыжок.

Отработка (совершенствование) отдельных ударов.

Инструкция: выполняйте упражнение по усовершенствованию любого удара как часть игровой комбинации, в той манере, которую вы хотите продемонстрировать в самой игре.

Упр. 11. Обмен высокими по линии. В два шага в точку удара, в два шага возвращение. Стремитесь расслабляться с каждым ударом, подпрыгивать, встряхиваться, сбрасывать напряжение с наиболее нагруженных мышц. Варьируйте отдельные элементы ударного действия, стремитесь прислушаться к своему телу и дать ему возможность действовать самостоятельно.

Упр. 12. То же, по диагонали. Отдавая преимущество быстрому непринужденному удару в безопорном положении, меняйте точку удара - впереди себя, над головой, из-за себя. Избегайте опоры на пятки - это выключит вас из игры, вы потеряете равновесие. Не ленитесь двигаться.

Упр. 13. Игрок А бьет высокие по лини, В - по диагонали. Обманчиво простое упражнение приучает к правильной тактике. Двигайтесь через игровой центр.

Упр. 14. Обмен высоко-далекими ударами один (С) против двоих (А и В), которые после удара следуют до линии подачи с последующей имитаций любого удара. С также выполняет прыжки, передвижения, выпады между ударами. D, Е, F и G обмениваются высокими ударами по диагонали, делая после удара 3-4 шага и возвращаясь. Во время выполнения упражнения стремитесь расслабиться, добиваясь наиболее свободного и экономичного выполнения ударов и передвижений. Между ударами подпрыгивайте, делайте небольшие шаги в разных направлениях - не останавливайтесь! На время абстрагируйтесь от стремления ударить технически правильно - погрузитесь в процесс движения, сосредоточьтесь на точности удара при разных положениях волана относительно тела.

Удары вниз открытой стороной ракетки и комбинации.

Упр. 15. Укороченные удары по линии. С обязательным возвращением в центр (вам надо закрыть корт после удара). Для А. Попросите своего партнера варьировать высоту и быстроту откидки за счет более быстрого выхода на сетку, а также пусть он направляет волан как в угол, так и посередине площадки. Теперь отвечайте из правого поля поочередно, в произвольном порядке по центру или по диагонали. Попросите партнера быстро

возвращаться в игровой центр или стремиться перехватить ваши удары. Далее, пробивая с задней линии справа, меняйте глубину и быстроту ваших ударов, стремясь пробить по диагонали наиболее быстро. Всегда (!) при ударах справа применяйте однотипную технику подхода к удару и замаху, чтобы скрыть свои намерения. Вас могут выдать также взгляд в направлении выполняемого удара, излишнее напряжение или любые изменения в передвижениях и ударах. Теперь пробивайте удары вниз, от мягкого уко-рота до быстрого кистевого, используя в значительной мере кистевые удары. Экспериментируйте с ударом в различных точках как при заднем замахе, так и движении ракетки вперед. Вот какое упражнение 16 предлагает тренер юношеской сборной России И. Б. Назаров: 2:1 - надежные укороченные. Набрасывающие стоят на сетке по квадратам, играют быстрыми отбросами, подставкам и переводами (не тонкими). Работающий держит волан, с задней линии играет надежными укороченными (внимание на высоту, длину и скорость удара). Акцент ответов на быстроту.

Для обеспечения скрытности удара применяются не только одинаковые (или однотипные) движения, взгляд в противоположном направлении и т. д. (о чем уже говорилось), но и следующая техника. Во время обмена тренировочными ударами не фиксируйте взглядом ни волан, ни ракетку соперника, а также его тело, но слегка расфокусируйте взгляд, и через некоторое время вы почувствуете расслабление в мышцах глаз и окружающих их, движение глазных яблок станет реже, а, возможно и прекратится. Вы естественным образом успокоитесь. Попробуйте и на этом фоне выполните следующее упражнение 17: А набрасывает для В воланы в задний правый угол на высоте 3-4 метров - чтобы хотя бы часть их В вынужден был принимать из-за себя. В перемешается из игрового центра, имитирует удар справа по линии, обязательно смотря в этом направлении и думая об этом

ударе, а затем, пропустив волан за себя наиболее быстро пробивает в диагональ. Понятно, что здесь расчет на эффективность обманных действий, чтобы А сдвинулся влево и приготовился в одном из положений А1 А2 A3. Для В это может быть плоский удар, удар сверху-сбоку, используя только кисть. Чтобы приблизить наши упражнения к игровым ситуациям - упражнение 18. Теперь А - высокая подача вправо; В - высокий по линии; А - высокий ответ или быстрый ответ вниз по диагонали (т. 2В), В отвечает также в полполя или откидывает по диагонали. Еще раз: ответы по диагонали вниз должны быть быстрыми для того, чтобы соперник встречал их ниже сетки. А играет по всей ширине задней зоны в переднюю и отчасти среднюю линии В. D аналогично для С. Это простенькое упражнение можно использовать для совершенствования: а) умения держать волан в усложненных условиях (временами миг удара закрывает игрок впереди); Ь) использовать всю ширину площадки, делая задержки.

И. Б. Назаров предлагает:

Упр. 19. 1:1 - обманный высокодалекий. Работающий бьет укорот несколько раз по линии, с такого же движения он бьет высокий по линии или диагонали. Второй делает все удары на заднюю линию по линии.

Упр. 20. Укороченные с «соплей» (касание сетки) смена через десять ударов по времени, у кого больше «сопель». Так же плоские (у кого больше «сопель» по времени). В: высокий по линии; С: быстрый укорот по диагонали вокруг головы; В: ответ в зону сетки; С: добивание, перевод или подставка с касанием сетки. Повтор: начать с 6 раз.

Игра в зоне сетки - наилучшее «вложение капитала», где приложенные усилия дадут наибольшую прибавку в обогащении содержания игры.

Подставки: а) прямые; Ь) косые; 2а) со «смягчением» удара, чтобы «положить» волан на сетку или задеть ее; с) подрезка, подкрутка, «подсекание» волана. При этом волан крутится в горизонтальной либо вертикальной плоскостях, чем затрудняется ответный удар по головке волана, предлагаемые упражнения: Упр. 21.

Выполнение прямой подставки после одно- двухшагового передвижения из игрового центра. Накидчик бросает волан снизу через сетку с таким расчетом, чтобы на стороне рабочего тот падал вниз головкой. Темп должен быть таким, чтобы правильная техника передвижения и удара сохранялась в полном объеме. Для контроля точности выполнения удара используется разметка, позволяющая увидеть, на каком расстоянии от сетки упал волан. Вначале добиваемся попадания волана вблизи сетки, а затем - оптимальной высоте перехода через сетку. Принцип обучения: стремимся сосредоточиться только на одном тренируемом элементе: подходе, высоте удара, угле поворота кисти при ударе, типу движения волана и т. д

Упр. 22. А накидывает волан в зону сетки, В делает прямую подставку и шаг назад (ракетка впереди), А также делает прямую подставку и шаг назад (ракетка также активно впереди). При возможности делают добивание или сметание - то же, но подставки делаются и прямые, и косые. То же, но перед некоторыми ударами делается задержка после обозначения подставки.

Упр. 23. А и В поочередно делают подставки, стремясь задеть кромку сетки - на время или кто первый достигнет определенное количество (кто больше) касаний.

Переводы - когда волан по невысокой траектории пересекает сетку поперек - особенно эффективны при сочетании с обманными действиями и быстрыми кистевыми ударами. Например: Упражнения 24 и 25. А накидывает волан под открытую сторону. В отчетливым резким движением имитирует подставку и быстро делает перевод движением кисти внутрь. То же закрытой стороной. Помните: имитация подставки необходима, чтобы соперник приготовился к ответу, и необходимо некоторое время, чтобы он начал движение - тогда и делайте перевод. В имитирует удар сверху или откидку, а затем делает перевод. Залог успеха - убедительность подготовительных обманных действий.

Упр. 26. Добивания (net kill). А набрасывает волан в зону сетки на различной высоте (постепенно ее уменьшая); В пробивает волан вниз, прямо или косо, в зависимости от высоты волана над сеткой. Внимание: при движении головки ракетки вперед (к волану) не может быть возвратного движения (еще одного замаха) - вы не успеете. Не жалейте времени для увеличения и поддержания подвижности в лучезапястном суставе - простейшие упражнения с ракеткой, ракеткой в чехле, бутылкой и т. п. Напоминаем: при добивании открытой стороной хватка ракетки свободная, «сковородкой», удар происходит после нажатия мизинца на ручку ракетки к себе. Вы можете поэкспериментировать, сравнивая различные типы хваток, пока не отыщете наиболее оптимальную для данного удара.

Сметания с сетки - при невозможности отправить волан с сетки вниз или когда любые удары наверх немедленно ухудшат ваше положение - можно использовать сметание, то есть удар по волану в момент перехода им сетки кистевым движением внутрь (открытой стороной) или наружу (соответственно, закрытой стороной ракетки). Чем более коротким является удар (проводка чаще всего ведет к касанию сетки), тем выше шансы на успех. Удар требует хорошего глазомера, координации и смелости. Обычным упражнением 27 является сбивание старых воланов, воткнутых оперением в верхний край сетки. Практикующий выходит на сетку и сбивает волан очень коротким ударом сверху-сбоку по головке волана. Возможно, пользу принесет соединение воланов резинкой и закрепление концов резинки к стойкам. Тогда интенсивность упражнения повысится.

Упр 28. Ответы на сетку после короткой подачи. Практикуйте разные ответы: оставление волана на сетке (желательно после имитации другого удара); старая добрая «атака стрелой», а также диагональный ответ в зону сетки (быстрый перевод).

Упр. 29. В заключение следующая комбинация: А подает высокую подачу или откидывает (и делает шаг назад); В делает быстрый укорот; А выскакивает на сетку и стремится добить волан, оставить на сетке или, в крайнем случае, ответить плоско.

Упр. 30. Держим волан. И. Б. Назаров: 2:1. Пара стоит: один в передней зоне, другой в задней. Стоящий сзади играет атакующие удары (смеши, срезки, укороченные) в произвольном направлении и иногда может ударить высокодалекий. Кто стоит на сетке произвольно играет на сетку и иногда может сделать отброс. Работающий защищается по всей площадке (выход на удар все время из центра = 3'_.

Упр. 31. 2:1 + скорость. Набрасывающие стоят по квадратам и создают максимальную скорость для работающего. Произвольная быстрая игра: 30' - работа, 10 " отдых х10 серий. Работающий держит все воланы.

Упр. 32. 2:1 высокий и срезка. Набрасывающие стоят: один в левом заднем углу, другой - в правом углу на сетке. Работающий играет срезку по линии и высокодалекий по диагонали. Набрасывающие могут играть (иногда) в центр на сетку (чтобы работающий каждый раз выходил из центра) =3'.

Затем то же в другие углы.

Упр. 33. Те же углы, но срезка по диагонали, высокий по линии. Задача: одинаковые движения начала удара. Перед ударом думать о противоположном ударе.

Упр. 34. 1:1 Одиночная мельница, но вместо подставки подкрутка (с задней линии выход на сетку в два шага).

Упр. 35. 2:1, 1:1 Подача - укорот пол линии - подставка - перевод - отброс.

Упр. 36. 1:1 Одиночное упражнение: А короткая подача; В сброс по линии (примерно до передней зоны); а ответ также до передней зоны. Работающей может делать перевод. Цель: каждый раз выход из центра, согнутые ноги, тонкая высота при ударах по линии, хорошая высота и скорость при переводе.

Упр. 37. 1:1, 2:1 - срезки. А высокая подача; В срезка по линии; А отброс по линии; В срезка по диагонали; А сброс в центр; В подставка; а отброс в другой угол.

Упр. 38. 1:1 Обманный высокодалекий. Работающий бьет несколько раз по линии, с такого же движения он делает высокий по линии или по диагонали. Второй делает все удары на заднюю линию по линии.

Упр. 39. 2:1 смена скорости. Игра на сетке. А пара делает плоский отброс назад; В надежный укорот по линии; С отброс по диагонали на смеш; В смеш; А прием на сетку; В выход вперед на смеш (добивание или подставка).

Упр. 40. 10 воланов - 10 стопок. Первые 10 воланов накидываются так, чтобы все удары были защитные. Через каждую стопку (20 воланов) смена.

Упр. 41. Отвлекающее упражнение - укороченные укороченные с «соплей» (10 ударов - смена) по времени у кого больше «сопель». Так же плоские.

Упр. 42. Высокодалекие - отвлекающее упражнение. Четыре человека. Подача - высокий по линии - высокий по диагонали. После каждого высокодалекого работающий должен сделать: 1-ый угол - 2 отжимания, 2-ой угол - пресс, 3-ий - выход вперед, коснуться сетки; 4-ый - три прыжка колени к груди (кенгуру) = 2' - смена угла.

Упр. 43-46. Игры с заданием 1:1. В одном квадрате: 1) без задней и передней зоны; 2) без задней зоны; 3) без передней зоны; 4) те же задания, но играют 2:1 (пара каждый раз меняется).

Упр. 47. Предложу практикуемые мной упражнения 2:1, 2:2. Обмен высокодалекими в тройках или четверках, после удара 2 шага с достижением игрового центра (или сетки) по диагонали (обычно по 4'). А, С играют поочередно вниз по диагонали (укороченный, полусмеш, срезка), после удара в 2 шага достигают игрового центра. В и D делают откидки по диагонали, после удара наиболее быстро возвращаясь в игровой центр и делая имитацию удара в другом углу сетки (обычно 4').

Упр. 48. Обмен плоскими ударами по линии со сменой мест и зашагиванием в другой квадрат. Обычно удары поочередно, но возможны и 2 - 3 удара подряд одним игроком. Не забивать, а держать и быстро выходить из удара.

Упр. 49. Четыре человека стоят по квадратам. Начинают гонять волан линия - диагональ, затем добавляют второй, а при возможности, третий и четвертый (!) воланы. Веселое и очень сложное упражнение.

Упр. 50. Игра двумя воланами: высокие, плоские, укороты-отбросы, подставки. Постепенно устанавливается баланс между остротой ударов и удобством их для партнера.

Упр. 51-54. 1) Высокая подача; 2) ответ на сетку; 3) удар в зоне сетки; 4) отброс. Варианты: 1: варьируется высота, глубина, скорость, скрытность подачи; 2: укорот с различной скоростью, силой, направлением, в подрезкой или без, полусмеш, на различном расстоянии от сетки, в различные точки; 3: подставка, с подкруткой, косая, ответ к линии подачи; 4: максимально быстрый, различный по глубине и направлению.

«Мельница» и ее модификации. Из простейшего укорота-подставки-отброса можно сделать конфетку. На ваш вкус (сначала на полплощадки).

Упр. 55. «Мельница» может быть и односторонней, когда бегает один, второй предлагает ему разные задачи. 5) Добавляем еще один удар в зоне сетки, а затем 1 или 3 высоких удара; 6) отвечаем только открытой (закрытой) стороной; 7) играем только под левую (правую) руку- Используем всю площадку.

Упр. 56. Вместо подставки - перевод. В укорот по диагонали, А - перевод, В - отброс по линии, А - укорот по диагонали. Используем только одну диагональ: В высокая подача; А - укорот по диагонали, В - быстрый перевод, А - отброс в диагональ и т. д. Стремитесь передвигаться через игровой центр.

Упр. 57. Для развития тактического мышлении И. Б. Назаров предлагает: 1:1. Игра по всей площадке без укороченных по линии - держать три угла.

Упр. 58. 1:1. Игра по всей площадке без укороченных по линии и без подставки, (стимулируется быстрая игра).

Упр. 59. 1:1. Работающий играет как зеркало. А удар назад; В ответ назад; А удар на сетку; В ответ на сетку. Если пробивается смеш - произвольная защита и произвольная игра (интересно пытаться перехватить атаку, активно выходя на смеш и пытаясь встретить плоским ударом в диагональ).

Упр. 60. 2:1. Игра на счет, но, если одиночник играет по диагонали, то пара должна обязательно отвечать по линии.

Упр. 61. 1:1. Игра без передней и задней зоны, подающий играет только диагональ, а принимающий только линию.

Упр. 62. Игра на счет до 15 очков. Задача: забить в первые 6 ударов: 3 очка, если после 6 ударов - 1 очко.

Упр. 63. 2:1. Работающий бегает 8' без остановки - свободная игра на всю площадку без смеша. Двое через каждую минуту меняются.

Упр. 64. 2:1. Плоские произвольно. Одиночник отвечает плоскими и сбрасывает на сетку (двигаясь вперед) произвольно. Пара после сброса отвечает или на сетку произвольно (после чего начинается опять игра плоскими), или делает высокий отброс произвольно (после чего одиночник атакует) и игра переходит в плоские.

Упр. 65. 2:1. Пара: первый стоит на задней линии - укорачивает и атакует; второй - стоит на сетке - делает подставки и отбросы.

Упр. 66. Работающий: после укорота или подставки - отброс - после смеша - прием на сетку; после отброса - высокодалекий.

Для интенсификации тренировки применяется многово-ланка (multishuttle drills), когда накидчик (и) в определенной последовательности отправляет волан в заранее обусловленные тренером точки.

Упр. 67. Слово И. Б. Назарову: многоволанка:

• 30 воланов накидывать произвольно - разминка.

• 5 серий х 20 воланов - отдых между сериями 30 " - про

извольно по всей площадке.

• 5 серий х 16 воланов - 30" отдых - наброс на смеш - два

шага - добивание - чередуя углы.

• 5 серий х 40 воланов - 1' отдых - произвольно по всей

площадке.

• 5 серий х 20 воланов - 45 "/ А наброс в центр на сетку;

В ответ на сетку; А отброс на заднюю линию; В произвольный удар (20 ударов без ошибок). Если сетка или аут - переделывать.

• 3 серии х 20 воланов - 30" отдых. А наброс в центр на

сетку; В ответ на сетку; А плоский отброс на заднюю линию; В надежный укороченный; А ответ на сетке (подставка или перевод); В успеть достать волан. Пауза.

• 6 серий х 8 воланов - 15" отдых. Защита. Набрасывающий

рукой с максимальной скоростью накидывает на смеш и на подставки.

Упр. 68. 2:1. А отвечает постоянно назад по линии; В пробивает высокодалекий, сразу же идет в зону сетки, пробивая наброшенный С волан (в другой квадрат или по сетке). * В зависимости от продолжительности (и, соответственно, интенсивности) длинное упражнение может развивать скоростную выносливость (до 15" - 20'), аэробную выносливость (>60").

На основе этого упражнения можно придумать дополнительные интересные сочетания ударов.

Игры и развлечения.

Упр. 69. Игра двумя воланами: 1) высокие; 2) полуплоские; 3) плоские; 4) укороты - отбросы; 5) подставки; 6) переводы до появления устойчивого навыка.

Упр. 70. Парная игра одной ракеткой на пару с варьированием очередности ударов и обязательным условием не расцеплять свободных рук; прыгая на одной ноге (полуплоские); передвигаясь на трех ногах (плоские, две ноги связаны лентой).

Упр. 71. Игра на всей или на половине площадки, но подачу делать вслепую (закрыв глаза).

Упр. 72. Игра на полплощадки. Высокая подача и еще 5 высоких ударов, затем произвольная игра (высокие); короткая подача или 1-5 ударов в зоне сетки (подставки), затем произвольная игра (плоские); один игрок подает только высокие подачи и стремится удлинить розыгрыш, «держа волан» и разыгрывая до верного, второй подает короткую подачу, играя только плоско, на сетке, стремится опередить соперника и завершить розыгрыш (укороты - отбросы).

Упр. 73. Игры двумя воланами на счет; подача одновременно по сигналу подающего; после падения одного из воланов игра продолжается до падения второго волана - можно заработать 0, 1 или 2 очка за розыгрыш; подачи либо короткие, либо плоские, либо высокие у обоих соперников.

Упр. 74. Трюки (Tricks): 1) удары из-за себя после атакующего удара; 2) между ног; 3) с поворотом на 180° после удара закрытой стороной; 4) удары снизу с задней линии после поворота спиной к сетке; 5) удары одной стороной ракетки с поворотом на противоположную из любой части площадки: переводы, смеши.

Упр. 75. Король (королева): 1) старший товарищ набрасывает воланы по высокой траектории, младшие товарищи пробивают высокий по диагонали, бегут на другую сторону и, огибая подающего, на место очередного удара; 2) то же, но бегают все (3-6 человек); 3) то же, но бегающие между ударами отжимаются, приседают, садятся на стул, поворачиваются и т. д., что разнообразит и усложнит упражнение.

Из книги "Coaching & playing badminton the right way".

Упр. 76. Обмен высокими и высокодалекими (атакующими и защитными) ударами по линии с возвращением в игровой центр. 100 - 300 раз.

Упр. 77. То же, по диагонали. Обязательным является достижение при ударах точек Е, С, D, F.

Упр. 78. А играет попеременно в точки D и F, всякий раз возвращаясь в игровой центр, В отвечает в С, двигаясь через игровой центр. 100 - 300 раз.

Упр. 79. То же, но А отвечает в А, контролируя точки Е и С.

Укороченные удары и откидки.

6

Упр. 80. По линии. По диагонали. Удары вниз с подрезкой после высокой подачи по линии и диагонали.

8

7

Упр. 81. Ответы после короткой подачи. А1 и А2 подают короткую подачу, S2 и S1 отвечают соответственно в D и С. Обязательным является движение принимающего вперед, с тем, чтобы встретить волан на уровне сетки. Ответы в туловище подающего наиболее близко к сетке.

Упр. 82. После высокой подачи диагональные ответы вниз с подрезкой.

Правая диагональ, левая диагональ. От 100 до 300 ударов.

В, двигаясь через игровой центр, попеременно пробивает удары вниз из S1 в D; из S2 в С. 50 - 100 ударов.

S2

Упр. 83. А1 и А2 подают соответственно в S2 и SI; В2 и В1 отвечают плоскими ударами соответственно в D или С. Объем: 100 - 300 ударов.

50 - 100 ударов - в этом случае В двигается попеременно то в S1, то в S2.

Упр. 84. Высокие подачи и смеши по линии. Подачи в S1 и S2, ответы в С и D соответственно (смеш по линии): правая половина; левая половина; попеременно справа и слева.

Объем: 50 - 100 раз.

Упр. 85. Диагональные смеши. Объем 50 - 100 раз.

Упр. 86. Укороты и быстрые откидки. А высокая подача в S1; В идет из игрового центра и делает укорот по линии в С; А двигает в С и в момент перехода сетки плоско откидывает волан в S1. То же, но волан в момент перехода сетки откидывается в S2. 100 - 300 раз.

Упр. 87. Высокая подача в SI, полусмеш в прыжке a D высокая подача в S2, полусмеш в прыжке в С. 100 - 300 раз.

Упр. 88. Комбинация укорот, удар сверху на сетку, откид-ка и защитный высокий удар.

F подает высоко в А. Р двигается в А, играет укорот по линии в В и возвращается в игровой центр. F идет в В? оставляет волан на сетке и возвращается в игровой центр. Р двигается в С, закрытой стороной откидывает в D, играет высокий удар по линии в А и возвращается в игровой центр. Упражнение повторяется (15 - 20 мин. ).

Упр. 89. В дальнейшем комбинация выполняется в другой половине по точкам Е, F, G и Н.

Упр. 90. F высокая подача в А. Р двигается в А, пробивает смеш по линии в В и возвращается игровой центр. Р двигается в В, диагонально отвечает в С и возвращается в игровой центр. 3 двигается в С, делает подставку и возвращается в игровой центр. F делает выпад в D, выполняя кистевую откидку в А и возвращается в игровой центр. Далее упражнение повторяется (10 - 20 мин. ). Затем вся процедура осуществляется через точки Е, К, G и Н.

Упр. 91. Комбинация ударов. F высоко подает в А. Р играет диагональный полу-смеш в S2 (и идет в игровой центр). F идет в S2, отвечает в N2 т идет в игровой центр. Р делает выпад в N2, делает сеточный удар D2 и возвращается в игровой центр. F делает выпад, делая кистевую откидку с сетки в В и идет в игровой центр. Р двигается в В, в прыжке пробивает полу-смеш в В2 и идет в игровой центр. А делает выпад, диагонально быстро (над сеткой) откидывает в А, возвращаясь в игровой центр. Начинается новый цикл. Всего 15 - 20 мин.

Упр. 92. Продвинутая тренировка бадминтониста. Тренировка под давлением: смеш и сеточный ответ (Н), прием смеша (F). Тренер (J) высоко подает в А. Игрок (Р) двигается в А, пробивает смеш в S1 и возвращается в игровой центр.

F (принимающий) отвечает в N1 и возвращается в игровой центр. Р делает выпад, играет сеточный удар выше уровня сетки возвращается в игровой центр. F двигается в S2, отвечает на сетку в N3, возвращается в игровой центр. Р делает выпад в N3, оставляет волан на сетке в N4, возвращается в игровой центр. Не менее 10 - 20 мин. У тренера не менее 6 воланов. Замечание: это упражнение может быть использовано для кистевых укоротов и полусмешей.

Упр. 94. Р, двигаясь через центр в т. SI - S6, отвечает в т. В. J в S1 высокая подача (высокий удар); S2 высокий (высокодалекий) удар; S3 по-лусмеш; S4 короткий кистевой; S5 укорот; S6 укорот. 30 - 50 ударов.

Упр. 93. Тренер F высоко подает в SI. Р двигается в S1, играет укорот в D2 и возвращается в игровой центр. F принимает укорот в S2. Р идет в S2 и т. д. Тренер попеременно подает волан в и. SI - S6, игрок Р отвечает постоянно в т. D2 (правый передний угол), возвращаясь каждый раз в игровой центр. 30 - 50 ударов. Затем то же самое, о игрок отвечает в D1 (левый передний угол). 30 - 50 ударов. Наконец, попеременно в D1 и D2 в соответствии с заданием тренера. При необходимости в игру вводится новый волан.

Упр. 95. F1 и F2 попеременно подают (отвечают) в S1 и S2 (подача + ответ), Р двигается через игровой центр и отвечает в подающего смешем по линии/диагонали. 50 смешей для Р.

Упр. 96. SI и S2 отправляют последовательность смешей или ударов со срезкой в Т1 и Т2 соответственно (попеременно), Р, двигаясь через игровой центр отвечает в точки А, В, С, D. 25 смешей (срезок) в Т1 и Т2.

Упр. 97. Р закрывает весь корт, используя различные удары для ответов в Bl, В2, ВЗ. F защищает половину корта, отвечая разнообразно в А1

- А6. Длительность игры 20

- 30 мин. без остановок.

Упр. 98. Один против двоих: Р закрывает весь корт. F1 и F2 защищают соответственно левую и правую половину, стремясь удлинить розыгрыши, гоняя Р по всему корту. Р использует все доступные ему удары, стараясь обнаружить бреши в защите соперников. Длительность: 20 - 30 мин.

Упр. 99. F попеременно, двигаясь через центр, пробивает диагональные (линейные) смеши в Т2 (20 раз), затем то же в Т1 (20 раз), стремясь попасть в цели.

Упр. 100. Многоволанка: укороты.

F высоко подает то в А, то в В с одинаковой скоростью. S двигается через игровой центр, попеременно пробивая диагональные укороты - из А в Т2, из В в Т1. 20 ударов. S стремится попасть в обозначенную цель.

Упр. 101. Многоволанка: срезки.

F попеременно высоко подает в А и В. S, двигаясь через игровой центр, отвечает:

1. Из А и В постоянно в Т1 (20 ударов);

2. Из А и В постоянно в Т2 (20 ударов);

3. Из А и В только по линии (20 ударов);

4. Из А и В только по диагонали (20 ударов).

Упр. 102. Подачи и ответы аналогично предыдущему упражнению, только вместо срезок - высокие атакующие удары.

Упр. 103. Толчки.

F подает в A, D, В и С. S делает выпады, встречая волан в момент перехода сетки и отправляет их в среднюю зону, всякий раз возвращаясь в игровой центр. 20 ударов.

Упр. 104. F подает попеременно в А, В, С и D. S отвечает из А и В сметами по линии (диагонали); в С и D встречает волан в момент перехода сетки, проталкивая его за линю подачи.

Варианты подач: 1) ABCD; 2) ADBC; 3) ACBD; 4) произвольная последовательность. Каждая серия 20 воланов.

Упр. 105. S подает воланы в точки 1 - 8. Р, двигаясь через центр, отвечает в соответствии с тренерским заданием. Например, 4 - В; 3 - В; 2 - А; 1 - С; 5 - Е; 6 - Е; 7 - F; 8 - D. Или в любой другой последовательности в соответствии с решаемыми задачами. Каждая серия 25 ударов.

Упр. 106. S, стоя на столе, пробивает различные удары: 1) в 4 и 5 - высокие; 2) в 3 и 6 - смеши; 3) в 2 и 7 - срезки; 4) в 1 и 8 - укороченные. Р стремится ответить в точки А, В, С и D в соответствии с тренерским заданием. Каждая серия 25 ударов.

Сочетание имитаций, передвижений и ударов.

Упр. 107. Сочетание имитации смеша в прыжке со сметанием.

S попеременно двигается в точки А и В, где имитирует смеш в прыжке, затем, двигаясь через центр, делает выпад и сбивает (или сметает) старые воланы, воткнутые оперением в сетку на расстоянии 30 - 40 см друг от друга. Ассистент А при необходимости подбирает и втыкает в сетку упавшие воланы. Длительность 45".

Упр. 108. Сочетание смешей в прыжке с выпадом к сетке или передвижением поперек площадки. S, передвигаясь через игровой центр, последовательно имитирует 1) смеш в прыжке в А, добивание в В;

2) смеш в С, добивание в D;

3) плоские удары в Е и F. J (тренер или партнер) может в момент начала движения из игрового центра набросить волан для проведения удара. Длительность - 45"

Упр. 109. Р, двигаясь поперек площадки, переносит воланы из точек А и В в игровой центр и затем назад, используя шаг-прыжок и выпад (внимание на разворот носка перпендикулярно боковой линии) 2x10 раз.

Упр. 110. Переноска воланов, стоящих под сеткой, назад, а затем возвращение их под сетку. Используя только игровые шаги и выпады. 3-5 серий по 4 - 8 воланов. Могут использоваться любые траектории при переносе воланов от точки к точке.

Упр. 111. Имитации ударов и сметание воланов.

1) Р: А - имитация смеша в прыжке;

2) Е - имитация плоского бэкхэнда;

3) С - сметание;

4) D - сметание;

5) В - имитация смеша в прыжке и возвращение в игровой центр.

Вся последовательность делается трижды.

Упр. 112.

1) Р: А - имитация смеша в прыжке;

2) С: сбивание волана с сетки открытой стороной;

3) D: сбивание волана с сетки закрытой стороной;

4) через игровой центр в В -имитация смеша в прыжке.

5) передвижение в D, сбивание волана бэкхэндом;

6) С - сбивание волана открытой стороной;

7) возвращение в игровой центр.

Вся последовательность

повторяется трижды.

УПР. 113.

1) Из игрового центра - сбить волан открытой стороной;

2) влево сбить волан закрытой стороной;

3) вправо сбить волан открытой стороной;

4) назад в игровой центр;

5) вперед-влево - сбить волан;

6) вправо - сбить волан;

7) влево закрытой стороной сбить волан;

8) назад в игровой центр. Пауза.

Повторить пять раз.

Упр. 114.

1) Р идет в А, берет волан, двигается в В, меняя волан на другой;

2) идет в D, меняя волан;

3) идет в В, меняя волан;

4) двигается в D, меняя волан;

5) идет в С, меняя волан;

6) двигается в А, ставит волан и возвращается в игровой центр.

Выполняется пять серий.

Упр. 115.

1) Имитация смеша в прыжке в правом заднем углу, передвижение через игровой центр в А, сметание волана;

2) приставные шаги влево, сбить волан закрытой стороной;

3) по линии возвращение в левый задний угол (С);

4) имитация прыжкового смеша, движение вперед через игровой центр, сбивание волана;

5) приставные шаги, сбивание волана справа;

6) возвращение по линии в правый задний угол.

Пять серий.

Упр. 116. Передвигаясь через игровой центр, Р, попеременно, то справа, то слева сбивает воланы, воткнутые оперением сверху в сетку (8 штук). Выполнить пять серий.

Помимо описанных, конечно, возможно придумать и использовать и другие комбинации точек на площадке, количество передвижений, имитаций, ударов, интенсивность, длительность выполнения, а также паузы отдыха и число повторений/серий.

В заключение предлагаем тесты для этого раздела.

Упр. 117. Тест 1.

Р начинает движение с пересечения средней и задней линий, взяв в руки волан и двигается, как изображено на рисунке, в каждой точке ставя принесенный волан и беря стоящий (т. е. меняя воланы). Движение осуществляется лицом к сетке. Дойдя до точки D, возвращается, меняя воланы, спиной вперед. Выполняем данный тест пять раз, каждый раз отмечая затраченное на него время и занося его в таблицу.

Упр. 118. Тест 2.

Под сеткой стоят 8 воланов, Р на пересечении задней и средней линий, двигается вперед, берет один волан и, двигаясь спиной вперед, приносит и ставит его за задней линией; так же приносит и прочие воланы. После окончания процедуры немедленно начинает переносить воланы вперед, на их первоначальные места. Результаты каждой из пяти попыток заносятся в таблицу.