Из опыта работы стрингера

В детстве мне часто приходилось ремонтировать ракетки для бадминтона. Чтобы на них заменить две-три струны, не требовалось специальных инструментов.Поэтому, когда я начал играть в теннис в 1965 году и впервые столкнулся с необходимостью натянуть свою теннисную ракетку, я решил сделать эту работу сам.
В то время любители тенниса натягивали ракетки либо у знакомых тренеров, либо в мастерских ремонта металлоизделий. Специалистов и мастеров по натяжке ракеток было очень мало.
Я понаблюдал, как на корте тренер натягивал для себя ракетку, и изготовил весь набор простых инструментов для натяжки струн. Для этого тогда использовали четыре шила диаметром 4 мм, которые обычно изготавливались из монтажных отверток, вороток - деревянный валик диаметром 25 мм и распорку из алюминия, для того, чтобы удерживать деревянный обод ракетки от сжатия, когда натягивались продольные струны. Без распорки можно было и обойтись, если натягивать ракетку «крестом»: сначала две-четыре струны продольные, а затем - поперечные. Тем самым давление на обод выравнивалось по мере увеличения количества натянутых в обоих направлениях струн.

Вскоре я научился делать это так быстро, что, заняв очередь на корте, успевал натянуть ракетку, пока партнеры играли один сет, то есть примерно за полчаса. Конструкция деревянной ракетки позволяла делать узел в любом отверстии обода, поэтому было возможно при обрыве струны заменить ее часть небольшим отрезком. Дело доходило до того, что иногда на ракетке было до двадцати узлов. Чтобы это выглядело красиво, мы научились скрывать узлы, маскируя их внутри отверстий обода.
Затем появились металлические ракетки с пластиковыми протекторами, в которых невозможно было закрепить вытянутую струну с помощью шильев. Это заставило нас искать возможность закреплять струну другим способом. Были придуманы специальные шайбы, которые фиксировали натягиваемую струну, прижимая ее к соседней.
Вскоре были разработаны специальные зажимы - эксцентриковые и пружинные. Ими пользуются стрингеры до настоящего времени. После этого появились первые графитовые и композитные ракетки с большим размером обода. Рама ракетки стала настолько гибкой, что потребовались специальные станки с вращающимся столом и системой зажимов, фиксирующих как раму ракетки, так и струны.
Первый станок напольного типа с механическим устройством и зажимом, который приводился в движение ногой, я изготовил в 1988 году на заводе, В 1989 году в Москве в спортивном комплексе «Дружба» во время проведения зимнего первенства СССР по теннису был проведен первый всесоюзный конкурс мастеров по натяжке ракеток. Конкурс был показан по Центральному Телевидению и привлек внимание многих спортсменов и любителей тенниса.
На этот конкурс приехали мастера по натяжке ракеток и инженеры-изобретатели со всего Советского Союза. Были представлены различные конструкции станков для натяжки раке-ток из различных городов и республик СССР Конкурс был интересен тем, что не было ни одной конструкции, похожей на другую. Участникам удалось обменяться своими идеями и опытом. Скорость выполнения работы зависела не только от работы мастера, но и от особенностей устройства станка.

Впервые были разработаны условия проведения такого состязания, Помимо основного показателя - времени натягивания струны на ракетку, учитывалось и качество работы. Для этого был придуман специальный прибор, измеряющий жесткость струнной поверхности ракетки.
Сначала была натянута «эталонная» ракетка, у которой была измерена жесткость струнной поверхности, а затем с ней сравнивались ракетки, натянутые конкурсантами. Мне удалось стать победителем этого конкурса с результатом 24 минуты. С тех пор меня стали приглашать для работы по обслуживанию всесоюзных теннисных турниров. После того конкурса я начал работать над созданием электронного станка, который был изготовлен в 1992 году и позволил мне впервые работать на Кубке Кремля. К сожалению, в связи с известными событиями в нашей стране и остановкой работы производства спортивного оборудования, мне не удалось организовать серийный выпуск отечественных станков.

Уже в 1993 году фирмой «Микродин» было куплено современное оборудование для теннисного сервис-центра немецкой фирмы «Пасифик», и вскоре меня пригласили работать на нем во время обслуживания турниров, а затем в спортивном магазине в спорткомплексе «Чайка». Первые навыки работы на профессиональном уровне я получил от опытного немецкого стрингера Гюнтера Штролле. Он объяснил мне не только многие тонкости работы мастера, но и требования, которые предъявляются при работе на таком высоком уровне, как международный теннисный турнир.Сначала для работы на российских турнирах было достаточно всего трех стрингеров. Кроме меня там работали известные мастера - Сергей Касарин и Алик Юлдашев.

Но теннис в нашей стране быстро становился популярным, на Кубок Кремля приезжало все больше спортсменов, и вскоре понадобился большой сервис-центр с коллективом из 6-8 опытных стрингеров. Мне пришлось найти и обучить этой работе новых мастеров, многие из которых работают до сих пор в различных теннисных центрах Москвы. С уважением и благодарностью за совместную работу я хочу назвать имена этих людей: Андрей Халтурин, Александр Иванов, Игорь Михайлов, Сергей Калинин, Олег Пенкин, Олег Зорин, Николай Носов, Владимир Квасов, Тахир Набиуллин, Виктор Алексеев, Евгений Мазепов. Обслуживание международных турниров было для всех нас трудной, но хорошей, полезной и интересной школой. Дело в том, что работа на крупном турнире дает возможность стрингерам увидеть и проанализировать новые достижения развития теннисной индустрии, а также познакомиться с особенностями и требованиями игроков самого высокого класса.
Во время соревнований мы всегда вели статистический учет характеристик теннисного инвентаря спортсменов. Мы измеряли все параметры ракеток, а также отмечали особенности натяжения струн. Эти материалы легли в основу моих статей в теннисных журналах, и, в конце концов, привели к созданию этой книги.

Работая на международных турнирах, мы отметили, что иностранные спортсмены и тренеры относятся к подготовке ракеток более требовательно и придирчиво, чем их российские коллеги. Может быть, это связано с тем, что за рубежом во многих теннисных центрах есть специальные диагностические приборы для измерения жесткости струнной поверхности и диагностики ракеток. К счастью, теперь они появляются и у нас, но еще далеко не все спортсмены привыкли ими пользоваться.
Исследование ракеток звезд мирового тенниса дает очень интересные результаты. Например, измеряя параметры ракеток с помощью специального прибора, диагности ческого центра, мы узнали, что знаменитая теннисистка Винус Вильяме, которая играет удлиненной ракеткой Wilson Hammer, превратила ее в совершенно необычный инструмент. По каталогу вес такой ракетки со струной должен составлять 280 г, а вес ракетки Винус равен 322 г при балансе в головку 370 мм. Благодаря этому ударная способность ракетки увеличивается с 3 до 11 единиц, но управляемость оказывается очень незначительной и составляет 26 единиц против 85 - у модели из каталога. В то же время управляемость ракеток других спортсменок была гораздо выше: 60-70 единиц.

А Евгений Кафельников любил видоизменять ручку ракетки. Специально для него стрингеры делали на конце ручки особое утолщение, похожее на ручку хоккейной клюшки. Дело в том, что фирма Fisher в то время выпускала ракетки со слишком маленьким утолщением на конце ручки, и ракетка при сильном замахе выпадала из руки спортсмена.

Работа на турнирах показала, что большинство теннисистов, как мужчин, так и женщин, играют тяжелыми моделями ракеток - весом более 340 г, с нейтральным балансом и лишь небольшая часть спортсменов (20-30%) пользуются ракетками весом 330-320 г с небольшим смещением баланса в головку - 330 мм.

А вот при выборе струн вкусы расходятся. Большинство мужчин предпочитают играть комбинированными струнами, а большинство женщин выбирают синтетические струны. Хотелось бы отметить, что большая часть спортсменов, предпочитающих комбинированную натяжку струн, просят натянуть струны согласно классическим правилам, то есть продольно - более жесткие синтетические, а поперечно - более эластичные натуральные (такой порядок натяжения указывается в инструкции, которая прилагается к комплекту комбинированных струн). Напомню, что комбинированное натяжение позволяет увеличить контроль мяча. Но некоторые спортсмены просят натянуть им струны принципиально иначе: вдоль - натуральные, а поперек - синтетические. Образованная таким образом струнная поверхность по своим свойствам больше соответствует показателям натуральных струн. Конечно, эта разница невелика, но спортсмены такого класса ее чувствуют, поэтому огромное значение придают способам и методам натяжки ракеток. Не случайно и теннисисты, и их тренеры внимательно следят за первой натяжкой не известного им мастера и требуют соблюдать привычную для них схему натяжения и даже завязывать узел в строго определенном месте. Именно поэтому в течение турнира каждый спортсмен тянет ракетку только у одного мастера и, по возможности, пользуется, как это принято во всем мире, услугами определенного стрингера из года в год. Многие теннисисты даже уверены, что есть мастера со «счастливой» для них рукой.
Некоторые теннисисты, играющие натуральными струнами, не разрешают натягивать струны ранее, чем за 2 часа до игры. Это связано с тем, что натуральные струны, установленные на ракетку заранее, могут ослабнуть и потерять заданное натяжение.
Должен отметить, что почти незаметная зрителям работа стрингеров требует большой ответственности, терпения и выносливости. В течение всего турнира стрингеры приходят на корты в семь часов утра, еще до первой тренировки, и заканчивают работу в полночь, когда уходят последние игроки.

За время работы происходило много интересных случаев. Приведу некоторые из них.
Однажды знаменитая французская теннисистка Мари Пирс принесла для натяжки в сервисный центр сразу 5 ракеток и попросила натянуть на все ракетки одинаковые натуральные струны с одним и тем же усилием. Она получила готовые ракетки и пошла на тренировку перед игрой.

Через полчаса спортсменка с возмущением вернулась к нам и объяснила, что из 5 ракеток две натянуты неправильно, так как они не бьют по мячу с соответствующей силой. Поскольку все ракетки подготовил я один, и результаты натяжки были записаны в протокол, я измерил при ней жесткость струнной поверхности с помощью прибора и показал ей, что результат везде одинаковый. Спортсменка выразила недоумение.

Мы вместе с ней стали икать причину, по которой ракетки не годятся для игры. Я обратил внимание на то, что именно эти две ракетки выглядят самыми старыми и имеют царапины и сколы. Тогда я предложил Мари Пирс измерить жесткость рам этих ракеток на том же приборе. Результат подтвердил наши догадки. Жесткость рам этих ракеток была в полтора раза меньше, чем у остальных. Спортсменка обрадовалась тому, что причина была найдена, и достала из сумки все запасные ракетки для проверки. Среди них мы нашли еще одну негодную. Этот случай показывает, что следует измерять жесткость рамы ракетки при покупке и следить за ней во время использования ракетки. Процесс разрушения рамы идет медленно и незаметно. Зная первичный показатель, вы можете определить степень изношенности вашей ракетки и ее пригодность к игре. У многих спортсменов есть свои предубеждения и даже суеверия. Например, многие верят, что расплатиться за натяжку перед игрой значит, что эта игра будет проиграна и станет для спортсмена последней в турнире. Поэтому порой теннисисты платят за услуги сервисного центра только через год. Они всегда приносят свои извинения, и стрингеры относятся к ним с пониманием.

У известного чешского теннисиста Петера Корды было свое особое требование по поводу натяжки струны. Он настойчиво требовал, чтобы последний узел в конце натяжки был завязан в строго определенной точке, которую он отметил на ободе ракетки крестом.
На одном из турниров я отвечал за натяжку как его ракеток, так и ракеток Евгения Кафельникова. Чтобы правильно выполнять заказ Корды, мне приходилось заранее просчитывать всю схему натяжки, так как из многих способов натяжения надо было использовать единственный, возможный именно в этом случае. В последний день турнира была финальная игра между Кордой и Кафельниковым. Евгений срочно прислал мне во время игры свою «любимую» ракетку, на которой лопнула струна. В суматохе мне пришлось поручить натягивать ракетку Корды другому мастеру, который не знал о специальных требованиях спортсмена и завязал узел в другом месте. Это никак не сказывалось на характеристиках ракетки, жесткость струнной поверхности была измерена и точно соответствовала ранее натянутым ракеткам теннисиста. Тем не менее, Корда вернул эту ракетку обратно, и нам пришлось перетягивать ее заново.

Есть спортсмены, которые знают, что свойства струнной поверхности меняются со временем и предпочитают играть «свеженатянутой» струной. Например, мама американской теннисистки Стивенсон просила, чтобы ракетки для ее дочери натягивались непосредственно перед ее выходом на корт. Спортсменка играла обычно по утрам, а ее мама приходила в восемь утра и следила за тем, как мы выполняем заказ. Ей было очень важно убедиться в том, что ракетки для спортсменки натянуты не заранее с вечера, а не более чем за час до игры.
Многие требования спортсменов-профессионалов вполне обоснованны и связаны с различными свойствами и особенностями современных теннисных ракеток и струн. Огромному разнообразию теннисных ракеток и струн и стремительному прорыву современных материалов и технологий в мир тенниса посвящается эта книга.

Фрагмент книги Виктора Громова "Современные теннисные ракетки и струны" для racketlon.ru
Фрагменты размещены с согласия автора и охраняются законом РФ об авторском праве. При использовании материалов книги ссылка на источник обязательна.