Тот, кто приступает к решению частных задач, не решив более общие, будет вынужден постоянно к этим общим задачам возвращаться.
Сколько бы вы ни играли в бадминтон, время от времени каждый из вас (нас) задумывается о дальнейшем направлении своего роста. Даже те, кто годами «просто играет», сравнивает себя с окружающими, - партнерами, членами вашей компании, кружка, секции и т.д.
Процесс спортивной подготовки включает в себя, помимо собственно тренировки и участия в соревнованиях, еще и ту деятельность, которая обеспечивает эффективность ваших усилий. Это менеджмент (управление ресурсами), медицинская и фармакологическая поддержка, ментальная и психотехническая тренировка, тактическая подготовка, в том числе просмотр и анализ игр других и планирование.
Как высказался классик марксизма: «Самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что у него в голове есть план того, что он хочет построить». Кажется, так (Винни Пух). Определите границы своих притязаний (с любой степенью точности), по возможности реально оценив свои наличные и возможные ресурсы. Это смягчит ваши (неизбежные?) разочарования. По моему мнению, процесс постановки целей и планирование действий по их достижению - это система с положительной обратной связью, и, по мере продвижения к предустановленным целям появляется все больше результатов, которые позволяют установить степень совпадения (график движения) задуманного и осуществленного.
Планирование - следствие фантазирования, мечтаний, построения замков и вообще отрыва от реальности (нравится или не нравится это кому-то). Без выхода за пределы намеченного, имеющегося материально закрепленного, невозможно движение вперед, к более высоким целям.
Собирайте информацию о том, как двигаются к своим целям соперники, какими силами, и за какое время они достигли пройденных отметок. Это сэкономит время вам.
Я намеренно не рассматриваю очень скользкий вопрос о мотивах и этапах возникновения желания (чего-то добиться). Вместо этого предлагаю проверку (тест) реалистичности ваших целей. Для чего, пожалуйста, ответьте на вопросы:
1. Насколько вы хороши сейчас по сравнению с тем, какими вы хотите стать?
Подсказка: вы хотите стать победителем первенства города в своей возрастной группе. До первенства три месяца. На предыдущем вы заняли пятое место. За прошедшее время вы встречались с теми, кто был выше вас на этом самом первенстве и вот результаты:
• Кошкин - три раза (одна победа (моя) и два поражения: во второй и третьей партии), но последняя - победа;
• Мышкин - четыре раза: две победы, два поражения - чередуются и обычно играем в три партии;
• Дедкин - два раза (поражение и победа);
• Бабкин - пять раз: поражение и четыре победы).
Можете свести эти результаты в таблицу, определить наиболее опасных соперников, подсчитать плюсы и минусы вашей игры по сравнению с ними, и решить, на что потратите ваше тренировочное время и в какого рода спаррингах вы нуждаетесь. Далее осуществляйте движение по графику с железной последовательностью и непреклонной верой в свои силы и гений вашего стратега. Идите и выполняйте!
Далее рассмотрим наличные ресурсы и те, которые возможно привлечь. Итак:
2. Есть ли у вас в реальности возможности достижения желаемых целей, например:
a) зал;
b) время для тренировок;
c) спарринг - партнеры;
d) родители (кто-то же оплачивает ваши расходы и поддерживает вас);
e) школа и спортивная школа (взаимопонимание);
f) добавьте по своему усмотрению.
Скажем, в моем распоряжении примерно 36 часов в неделю, для игрока I разряда (14 - 15 лет) тренироваться необходимо 16 - 18 часов (одиночнику).
3. Сколько времени для тренировок и соревнований вам необходимо и сможете ли вы столько времени на это потратить?
Будьте реалистом: лучше преуменьшить ваши возможности. Парному игроку в среднем необходимо меньше времени для тренировочной практики, одиночнику жизненно необходимо много (в среднем вдвоем больше, чем парнику) работать с воланом. Существуют рекомендации для ДЮСШ, которые могут стать для вас ориентиром. Или обратитесь к И-нету: в своем интервью для Badzine Peter Gade сказал, что тренируется он около 30 часов в неделю, в том числе 16 - 18 часов на площадке. Информацию найти можно.
4. Есть ли у вас преимущества и благоприятные моменты для достижения ваших целей (по сравнению с соперниками)?
Чтобы особенно не задумываться, для начала напишите так, как вам хочется написать, касается ли это личных качеств и способностей, вашего окружения, тренера, применяемых методик, философии и т.д. Сведите данные в сравнительную таблицу отдельно для каждого соперника. Теперь у вас есть материал для анализа. Определите, что вы можете улучшить, добавить, изменить, а с чем ничего поделать нельзя - например, природную скорость существенно улучшить не удастся. Наибольший прирост дают вложения в силу, при относительно скромных физических данных - в техническую изощренность и понимание игры. Если ваша оценка себя и соперников вступает в противоречие с реальной картиной, то, возможно, пора пересмотреть критерии этой оценки? Для этого вы можете обратиться к экспертам, причем (для более радикального просветления своего взгляда на действительность) к тем, кто на стороне ваших соперников и чье мнение вам не нравится. Я считаю, что лекарство совсем не обязательно должно быть приятным на вкус.
5. Сколько времени это займет, и чего вы достигнете? Насколько вы (не) терпеливы?
Какой темп благоприятных перемен вас устроит? Учитывайте достижения, а не упущения. Сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним. Думаю, что сопоставление вашего прогресса с продвижением других может и научить вас, и дезориентировать. Выбираете ли вы собственный путь или следуете уже проторенным путем - помните, что, используя чужой опыт, вы не выйдете за его пределы - для этого необходимо от него оттолкнуться. И спокойнее отнестись к невыполнению намеченного ранее - в конце концов, существует только обратная связь, и уж вам решать, как оценить проделанную работу.
6. А вот другой пример планирования программы действий.
Помните, что "желанию нельзя научить" (Сенека). Все остальное в наших силах.
1) Определитесь с исходной точкой: выявите ваши слабые и сильные стороны через тестирование (полное или частичное).
2) Организуйте такое тестирование:
a) технических навыков;
b) тактических умений;
c) физической подготовленности;
d) понимания игры.
3) Проанализируйте то, что у вас есть и что необходимо улучшить.
4) Спланируйте программу действий:
a) относительно ее содержания;
b) тренировка техники;
c) тренировка технических действий;
d) индивидуализация тренировки;
e) чему надо (дополнительно) научиться;
f) общая и специальная физическая тренировка;
g) неофициальные соревнования;
h) официальные соревнования;
i) карточки самоанализа;
j) карточки анализа соперников;
к) продвижение в частях программы.
5) В каком порядке вы будете достигать своих целей? (например, вначале улучшаете работоспособность).
6) Распределите ее по времени: как долго вы решите достигать ваших краткосрочных целей (будьте при этом гибкими в сроках).
7) Распишите программу.
8) Периодически просматривайте вашу программу действий и решайте, где вы эффективно достигаете своего, а где необходимы поправки.
Теперь предлагаю вернуться и уточнить терминологию. Мы только ч