Непредсказуемый теннис: мастерство на грани фола

Вместо Предисловия

Современный теннис с его постоянно растущими скоростями и высоким темпом игры давно уже превратился в атлетический вид спорта. Соответственно выросли и требования к специальной и физической подготовке его участников, которым все больше приходится действовать в условиях острого дефицита времени. Необычные и непохожие на все остальные удары применяются в теннисе не так часто, как они того заслуживают. С другой стороны, как это не парадоксально звучит, результативность игровых действий во многом зависит от эффективности их использования. Теннисисты, превратившие необычные удары в грозное оружие, как правило, великолепно развиты физически, отличаются прекрасной координацией движений и незаурядным техническим мастерством.

В чем секрет использования необычных ударов?

Все удары в теннисе не похожи один на другой. Но, несмотря на все их разнообразие, ни один удар не будет успешно выполнен, если игрок не сможет точно определить точку приземления мяча, своевременно занять нужную позицию, сохранить устойчивое положение тела и обеспечить оптимальный контроль головки ракетки во время ударного действия. Все это в равной степени относится к самым сложным по технике исполнения ударам, которые в современном теннисе выделены в особую категорию «нестандартных».

Главная отличительная особенность «нестандартных» ударов заключается в том, что они выполняются на грани риска. В подавляющем большинстве случаев их демонстрируют игроки, которые, как считают специалисты, обладают особым теннисным дарованием и спортивным талантом. Это действительно так, если рассматривать «нестандартные» удары с точки зрения закономерностей теннисной школы. С другой стороны, чем реже тот или иной игрок вынужден прибегать к столь непохожим на все остальные рискованным ударам, тем больше он заслуживает признания своих исключительных способностей. И в этом, как ни странно, нет никакого противоречия.

Как правило, особо одаренные игроки обладают великолепным чувством мяча и проявляют чудеса импровизации. Они способны легко и непринужденно передвигаться по корту и безшибочно действовать в самых напряженных игровых ситуациях.

За последние три десятилетия в мировом теннисе появилась целая плеяда выдающихся теннисистов, которые отвечают нашим представлениям об особо одаренных спортсменах. В 90-ые годы прошлого столетия блистательно выступали Джон Макинрой, Пит Сампрас, Андре Агасси, Марсело Риос, Мартина Хингис. Сегодня ярким индивидуальным дарованием отличаются такие виртуозы теннисной ракетки, как Роджер Федерер, Новак Джокович, Рафаэль Надаль, Стэн Вавринка, Гаэль Монфис, сестры Уильямс. Среди нынешнего поколения молодых тенниситов, которые виртуозно владеют техникой современных ударов, можно назвать еще немало имен.


Французский теннисист Гаэль Монфис, великолепно владеющий своим телом, часто демонстрирует неожиданные приемы сложных мячей

За такими спортсменами всегда приятно наблюдать со стороны, так как любые – даже самые сложные приемы и действия – они выполняют как бы играючи, без лишних усилий. И эта закономерность относится ко всем видам спорта без исключения. Как правило, если речь заходит о теннисных турнирах, у подавляющего числа зрителей, наблюдающих за игрой талантливого игрока, складывается впечатление, что он всегда имеет запас времени для выполнения любого удара в самой сложной игровой ситуации. Объясняется это в первую очередь тем, что такой теннисист, по сравнению с другими, очень рано оценивает сложившуюся игровую ситуацию и незамедлительно принимает решение о своих действиях. Такая реакция позволяет ему или ей заранее выбрать правильную позицию на площадке и своевременно подготовиться к ответному удару.

Одаренные природой игроки обладают прекрасной техникой передвижения по корту. И это в первую очередь объясняется тем, что у них необычайно развито чувство пространственной и временной ориентации. Считается, что такие спортсмены чаще проявляют свои недюжинные способности во время защитных действий, чем во время атакующих. По мнению зарубежных экспертов, игровые ситуации, вынуждающие теннисиста защищаться, нередко заставляют его действовать на грани риска и на пределе своих возможностей. Это в первую очередь относится к проявлению таких важных для успешных действий навыков как выбор правильной позиции, чувство мяча, ритма и сохранение равновесия тела в момент удара.


Новак Джокович, занимающий 1-ую строчку в мировой классификации, выполняет сложный удар справа в движении

Удары - невидимки

Как правило, «нестандартные» удары не отличаются силовой направленностью. Но они требуют от исполнителя ювелирного контроля мяча и безукоризненной точности попадания. И в этом плане техника выполнения «нестандартных» ударов заслуживает особого внимания. Она не имеет ничего общего с классической методикой, которая традиционно используется для обучения основам тенниса. При классическом подходе первостепенное внимание уделяется таким элементам как правильный и своевременный замах, проводка ракетки, положение ее струнной поверхности в момент удара, различные варианты хватки, вид стойки (открытая или закрытая) и т.д. Традиционная постановка ударов в теннисе немыслима без соответствующих движений различных частей тела, например, поворота плеч и туловища, сгибания и разгибания коленей. Такую технику приятно взять на вооружение любому теннисисту, и она легко поддается визуальному контролю со стороны.

Техника ударов, скрытая от глаз

С «нестандартными» ударами в теннисе все обстоит гораздо сложнее, так как они практически не подчиняются законам классики. Одна из отличительных особенностей «нестандартных» ударов заключается в том, что с точки зрения техники механизм их исполнения остается как бы за кадром и за ним невозможно проследить глазами. Эффективность «нестандартных» ударов напрямую зависит от способностей теннисиста проявлять чудеса координации в исключительно малые отрезки времени. Причем в такие моменты нельзя сбрасывать со счетов такие важные для любого профессионала качества как быстрота реакции, способность максимально расслабиться, тонкое чувство мяча, умение сохранить ритм и устойчивое положение тела в момент удара.

Вот так лидер мирового женского тенниса Сирена Уильямс заканчивает сокрушительный удар справа

Лучший полигон - грунтовое покрытие

При серьезном анализе специфики «нестандартных» ударов возникает вполне законный вопрос. Существует ли эффективная методика обучения подобным ударам? Если судить по высказываниям авторитетных зарубежных специалистов, однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственное, что не вызывает сомнения у большинства ведущих тренеров, заключается в том, что самые лучшие возможности для совершенствования «нестандартных» ударов возникают во время напряженных игровых ситуаций. И в этом плане первостепенное значение приобретает опыт соревновательной деятельности.

Как уже было сказано, техника выполнения «нестандартных» ударов не поддается визуальному наблюдению. Анализ соревновательной деятельности ведущих теннисистов мира свидетельствует о том, что «нестандартные» удары используются ими гораздо реже по сравнению со всеми остальными. И это не требует доказательств, так как фундаментальную основу тенниса составляют удары справа и слева с отскока, удары с лета и подача. Но это еще – не самое главное. По своей природе «нестандартные» удары всегда содержат элемент неожиданности, с трудом поддаются расшифровке и практически не повторяются. Например, два укороченных удара, мастерски выполненных одним и тем же теннисистом с интервалом в считанные минуты, будут отличаться один от другого, как небо от земли. Вот почему для изучения и совершенствования техники «нестандартных» ударов требуются иные нетрадиционные подходы.

Финалистка Открытого Чемпионата Австралии (2014) Доминика Цибулкова из Словакии считается мастером укороченных ударов с лета

Например, ведущие испанские и южноамериканские тренеры проводят бесчисленные часы на корте со своими питомцами, отрабатывая укороченные удары в самых различных игровых ситуациях. Занятия проводятся на площадках с грунтовым покрытием и медленным отскоком мяча, что служит дополнительным стимулом для совершенствования виртуозной техники. Выросшие на медленных грунтовых площадках, молодые теннисисты с самого начала своей спортивной карьеры вынуждены учитывать специфику грунтового покрытия, от которого во многом зависит эффективность игровых действий. Например, одна из задач заключается в том, чтобы заставить соперника выполнить ответный удар в спешке из очень невыгодной позиции на корте. Для достижения этой цели достаточно «выбить» его далеко за заднюю или боковую линию площадки. Как правило, в такой ситуации неизбежны ошибки. Но даже если соперник сумеет отбить мяч, его ответ в большинстве случаев будет коротким и слабым и станет легкой добычей для атакующего игрока.

Повторение - мать учения

Вывод напрашивается сам собой. Для того чтобы добиться успеха на грунтовых кортах, нужно много времени посвятить специфике выполнения укороченных ударов с лета, а также ударов с отскока, направленных косо и коротко к боковым линиям. При этом особое внимание уделяется сильно закрученным обводящим ударам с высокой траекторией полета мяча, которые «выбивают» соперника далеко в сторону или заставляют отбегать назад к фонам ограждения. С другой стороны, теннисисты обязаны научиться эффективной защите от подобных действий и успешно использовать свои варианты контригры. Например, для отражения косого и коротко направленного удара лучше всего послать ответный мяч под еще более острым углом к боковой линии. В другом случае, когда игрок выбит с позиции и попадает в цейтнот, ему не обойтись без надежного сильно крученого удара с высокой траекторией полета мяча. Часто в ответ на коварно выполненный укороченный удар соперника игроку приходится действовать не менее изобретательно и из очень трудного положения посылать мяч еще более коротко и остро. Еще один «нестандартный» удар, без которого иногда нельзя обойтись в игре на грунтовых кортах, - свеча с лета. Например, представьте себе следующую игровую ситуацию: теннисист выполняет прекрасный укороченный удар и заставляет своего соперника со всех ног броситься вперед к сетке. И если последний не сможет удачно отбить неожиданно посланный короткий мяч, то первый игрок, уже занявший выгодную позицию у сетки, обязательно воспользуется благоприятным моментом и, как один из возможных вариантов завершения розыгрыша очка в свою пользу, постарается обвести соперника свечой с лета.

Рафаэль Надаль мастерски «закручивает» форхенд под острым углом к боковой линии

Вот и получается, что теннисистам, которые выросли на грунтовых площадках и успешно выступают на медленном покрытии, волей- неволей приходится оттачивать технику различных «нестандартных» ударов в процессе игровой практики и соревновательной деятельности. Как тут не вспомнить известную поговорку: «Повторение – мать учения!»

Большинство «нестандартных» ударов требуют высокой степени координации движений в самых различных игровых ситуациях. Их успех во многом зависит от остроты ощущений теннисиста и его чувства мяча. Как правило, техника выполнения «нестандартных» ударов практически не поддается визуальной расшифровке. Тем не менее, было бы неправильно утверждать, что невозможно целенаправленно работать над совершенствованием подобных ударов. Скорее наоборот. Любой творчески мыслящий тренер прекрасно отдает себе отчет в том, что его усилия в этом направлении не пропадут даром и обязательно помогут его ученикам добиться успеха в соревнованиях. И в этом плане перед каждым наставником открывается неограниченное поле деятельности.

Особое внимание технике передвижений

Если теннисист не может вовремя подойти к мячу, то в большинстве случаев, даже если он обладает приличной техникой, ему не выполнить хорошего удара. А это уже существенный недостаток. Тем более что очень часто игроки в первую очередь концентрируют свое внимание на ударном движении ракеткой, забывая при этом внимательно следить за полетом мяча. Очень важная составляющая скорости передвижений и своевременного подхода к мячу - научиться воспринимать свое тело как нечто, похожее на часовой механизм, состоящий из целого набора маленьких сжатых пружинок. Например, когда теннисисту требуется быстро переместиться в нужном направлении, пружинки включаются и последовательно приводят в действие различные части тела.

Чтобы правильно и эффективно передвигаться на площадке, нужно не только очень быстро срываться с места и мягко «тормозить» при подходе к мячу, но и всячески развивать в себе способность молниеносно менять направление движений. Это – очень сложный процесс, требующий безукоризненной координации различных частей тела. Не все здесь зависит от быстроты ног. Очень важную роль при этом играет положение головы и постановка плеч. Именно от согласованности действий туловища и ног во многом зависит конечный результат.

Зачем нужна «разножка»?

Ведущие игроки делают «разножку» именно в тот момент, когда их соперник заканчивает замах и начинает разгонять ракетку вперед для выполнения удара по мячу. Но прежде чем убедиться в необходимости ее выполнения, давайте сначала разберемся, почему она столь необходима для успешных действий любого спортсмена? Теннисная «разножка» - это своего рода небольшой мягкий прыжок вверх, который мгновенно мобилизует теннисиста для выполнения ответных действий и как бы «заряжает» его тело для взрывного движения в любом направлении. Для успешного выполнения «разножки» ноги нужно расставить примерно на ширину плеч и немного согнуть в коленях (от 40 до 50 градусов). При этом туловище слегка наклонено вперед, а центр тяжести переносится на носки ног. Будем считать это исходной позицией. Если, находясь в таком положении, быстро согнуть колени и присесть, то на какую-то долю секунды можно почувствовать, что земля как бы уходит из-под ног, а тело становится необычно легким. Такое состояние можно условно назвать «потерей веса».

С подобным явлением сталкиваются не только теннисисты. Например, любители горнолыжного спорта испытывают подобное состояние во время обучения основным приемам техники спуска. Прежде чем выйти на горные трассы, они предварительно под руководством инструктора учатся слегка приставать на лыжах, а затем быстро сгибать колени и занимать необходимую для скоростного спуска низкую стойку.

Наглядно продемонстрировать состояние «потери веса» можно следующим образом: встаньте на домашние весы и сделайте быстрое приседание. Вы тут же заметите, что стрелка весов моментально отклонится влево. Но как только вы закончите приседание и начнете выпрямлять ноги, то есть фактически станете отталкиваться от весовой платформы, стрелка шкалы резко пойдет вправо. И прежде чем вы разогнете колени и успеете занять исходное положение, она превысит показатели вашего собственного веса.

Вот так рождается дополнительная сила, которую мы смогли зафиксировать с помощью несложного эксперимента на домашних весах. Она – результат синхронных и хорошо скоординированных движений различных частей тела во время отталкивания от твердой опоры. Правильно и своевременно выполненная «разножка» служит ярким тому подтверждением.

Синхронность действий – залог успеха

Слишком часто во время тренировочных занятий по технике передвижений основной упор делается на работу ног, забывая при этом, что верхняя часть тела также должна участвовать в этом процессе. Этот факт нельзя оставлять без должного внимания. Более того, известные зарубежные специалисты утверждают, что добиться хороших результатов в игре с лета можно лишь в том случае, если ноги и туловище будут действовать очень слаженно, как одно целое. Специальные тренировочные упражнения, когда «сначала требовалось сделать шаг в направлении мяча с последующим выполнением удара с лета», явно устарели с точки зрения современной методики обучения. Кстати, стоит заметить, что результативность игры с отскока также возрастет, если теннисист во время подготовки к удару начнет движение телом, а затем «включит» ноги, которые выводят его на ударную позицию.

Вот и получается, что эффективность передвижений теннисиста на корте зависит не только от его скоростных качеств, но и от способности четко координировать действия различных частей тела. Не секрет, что многие спортсмены, которые не способны быстро перемещаться по площадке, отличаются плохой координацией движений и недостаточной гибкостью тела. При малоподвижном и закрепощенном туловище очень трудно срываться с места, резко менять направление бега и мгновенно останавливаться. Слабая техника передвижений заставляет теннисиста играть одной рукой, вместо того, чтобы «вкладываться» в удар туловищем и ногами. И наоборот. Игроки, которые прекрасно чувствуют себя в движении с постоянной сменой направлений и легко догоняют трудные мячи, как правило, очень пластичны и великолепно владеют своим телом.

Остановись мгновенье! В полете за мячом Гаэль Монфис. Подобные акробатические трюки не часто можно увидеть во время соревнований по теннису

Первый шаг – он самый важный

Первый шаг во время подготовки к удару играет исключительно важную роль, так как за ничтожно малый отрезок времени теннисист должен набрать высокую начальную скорость. Для этого необходим быстрый взрывной старт, во время которого спортсмену за какие-то доли секунды приходится с максимальной силой отталкиваться ногами от твердого покрытия корта. И чем мощнее этот толчок, тем лучше получается первый шаг. Быстрый и мощный старт позволяет теннисисту очень рано начинать движение на мяч, чтобы вовремя занять выгодную позицию.

Держать равновесие

Оказывается это далеко не просто. Особенно с учетом того, что во время игры теннисистам приходится постоянно делать рывки в самых неожиданных направлениях. При этом все их действия в первую очередь направлены на то, чтобы «выбить» соперника из удобной позиции, заставить его потерять равновесие и, как следствие, допустить ту или иную ошибку. С другой стороны, чтобы добиться поставленной цели, необходимо обладать такими важными качествами, как умение импровизировать, быть очень гибким и подвижным. Вот почему в теннисе так важно уметь сохранять равновесие в движении и контролировать мяч во время быстрых перемещений с постоянной сменой направлений.

На равновесие влияют следующие факторы:

  1. Высота центра тяжести тела. Чем ниже расположен центр тяжести тела, тем более устойчивое положение занимает спортсмен.
  2. Ширина опорной базы. Чем шире опорная база, тем более устойчивое положение занимают ноги.
  3. Расстояние между центром тяжести и крайними точками опоры. Наиболее устойчивое равновесие тела сохраняется в том случае, если его центр тяжести находится на равном расстоянии между точками опоры.

Действительно, если теннисисту нужно занять правильную исходную позицию и при этом сохранить равновесие, он первым делом постарается расставить ноги и немного присесть. В результате удается не только увеличить опорную базу, но и расположить центр тяжести тела ближе к земле. Именно так рождается удобная боевая стойка.

Добиться устойчивого равновесия нельзя без четкого взаимодействия различных частей тела:

  1. Голову следует держать прямо и неподвижно, взгляд устремлен вперед;
  2. Нельзя сгибать туловище, при этом спина прямая и плечи находятся на одном уровне;
  3. Ноги расставлены на ширине плеч, чтобы обеспечить широкую платформу и надежную опору для мощного толчка.

Давно доказано, что верхняя часть туловища - голова и плечи - очень сильно влияют на сохранение устойчивого положения тела во время подготовки к удару и в момент его выполнения. Особенно это характерно для экстремальных игровых ситуаций, когда теннисисту приходится действовать в условиях острого дефицита времени.

4-ая ракетка мира швейцарец Стэн Вавринка обладает мощным ударом слева

В таких случаях эффективность действий теннисиста во многом зависит от его умения оставаться расслабленным, не делать резких движений, не дергать головой и не напрягать плечи. Например, главная отличительная особенность «теннисистов от бога» заключается в том, что они все делают как бы играючи: легко перемещаются по площадке, быстро набирают и мягко «гасят» скорость, без особых видимых усилий отбивают самые сложные мячи. Нет в их действиях и излишнего напряжения, а способность сохранять мышцы лица, шеи и плеч расслабленными дает им дополнительное преимущество. Здесь уместно сравнение с гепардом, когда он преследует добычу. Создается впечатление, что во время его стремительного бега мышцы зверя, буквально летящего над землей, расслабленны и не испытывают особого напряжения.

Мало не покажется, когда Роджер Федерер выполняет свой знаменитый крученый удар слева

Многим теннисистам следует проявлять осторожность, когда перед ними ставят задачу, например, усилить атакующую мощь того или иного удара. Вообще-то стремление «попытаться пробить посильнее» можно только приветствовать. Но, как правило, попытки, выполнить действие с большей силой приводят к увеличению мышечной напряженности, что в конечном итоге не позволяет добиться желаемого результата. Более того, дополнительная нагрузка на мышцы может нарушить сложный процесс «создания силы», который в первую очередь зависит от четкого и согласованного взаимодействия различных частей тела.

Работа над воспитанием такого важного качества, как улучшение контроля за мячом, также требует очень осторожного подхода. Это задание легче обозначить, чем осуществить. Дело в том, что попытки теннисиста сконцентрировать внимание на усилении контроля вызывают рост мышечного напряжения тела и в первую очередь «сковывают» мышцы лица, шеи и плеч. А это уже чревато последствиями, так как, если не будет найден разумный компромисс, движения спортсмена станут неоправданно резкими, утратив при этом былую размеренность и плавность.

«Тайминг» и ритм – понятия родственные

Трудно подобрать соответствующее слово или словосочетание в русском языке, которое бы точно передавало смысл такого столь часто употребляемого теннисного термина как «тайминг» (производное от английского слова «time», что переводится как «время»). Но попытаться объяснить, что он означает применительно к теннису, безусловно, стоит. О «тайминге» чаще всего говорят, когда хотят подчеркнуть особо важную роль синхронизации ударного движения ракеткой, во время которого она должна набрать максимальную скорость и встретить летящий навстречу мяч в оптимальной точке соприкосновения. Это - во-первых. Во-вторых, без него не обойтись, когда речь идет о четко скоординированной последовательности действий различных частей тела как в период подготовки к удару, так и в момент его исполнения. «Тайминг» нужен прежде всего для безукоризненной координации целого комплекса движений теннисиста, направленных на достижение эффективного сочетания силы и надежности ударов.

Легендарная Мартина Хингис на приеме трудного мяча

Игроки с прекрасной координацией движений, как правило, отличаются хорошо поставленной техникой ударов и не сталкиваются с проблемой «тайминга». Они часто добиваются больших успехов в соревнованиях благодаря тому что:

  • демонстрируют высокую стабильность игровых действий и, соответственно, очень мало допускают не вынужденных ошибок;
  • обладают хорошим чувством мяча и надежно его контролируют в сложных игровых ситуациях;
  • могут без заметных усилий и неожиданно для соперника выполнить сильный атакующий удар.

Ритм – понятие очень близкое к «таймингу» по заключенному в нем смыслу, с той лишь разницей, что этот термин более узкий. Его основная задача - привлечь внимание к своевременному выполнению замаха, от которого во многом зависит успех любого удара. Это принципиально важный момент в подготовке теннисистов высокого уровня. Действительно, если спортсмен явно спешит с замахом или, что еще хуже, делает его с опозданием, он допускает грубейшую ошибку. В результате снижается эффективность ударов, а само ударное движение требует серьезной корректировки. Такие недостатки не свойственны большинству профессиональных игроков, которые после замаха выносят ракетку вперед на мяч с таким расчетом, чтобы в момент контакта с мячом она успела набрать максимально возможную скорость. Другими словами, они прекрасно чувствуют ритм удара и с завидным постоянством встречают летящий навстречу мяч в пределах оптимальной «ударной зоны».

Точка контакта ракетки с мячом и «ударная зона»

Всем, кто серьезно занимается теннисом, неоднократно приходилось слышать крылатое тренерское наставление: « Держи мяч на ракетке!» Другими словами, после контакта ракетка должна сопровождать мяч как можно дольше. Один из способов добиться этого – вообразить, что ракетка как бы «проходит» сквозь мяч и продолжает движение вперед в направлении самого удара.

Лучшие тренеры, работающие в профессиональном теннисе, единодушно высказывают мнение, что успех любого удара в первую очередь зависит от точки взаимодействия ракетки с мячом. Она всегда должна находиться в пределах оптимальной «ударной зоны». Несмотря на все многообразие индивидуальных стилей игры и техники ударов, эта зона строго ограничена в своих размерах и не превышает 40 см. – от 10 до 20 см. непосредственно перед контактом ракетки с мячом и столько же после. Это «золотое» правило в полной мере относится и к «нестандартным» ударам.

Гарантировать успех того или иного удара можно лишь в том случае, если во время его выполнения головка ракетки вступит во взаимодействие с летящим навстречу мячом строго в пределах «ударной зоны». Это зависит от следующих основных факторов:

  • движения головой (от того, как ведет себя голова теннисиста в момент удара, часто зависит, будут ли его действия достаточно свободными и расслабленными или же, наоборот, станут скованными);
  • синхронности действий различных частей тела, например, вращения туловища и поворота бедер;
  • расположения ног во время удара по мячу;
  • положения туловища и бедер относительно высоты взаимодействия ракетки с мячом.

«Чувство» мяча. Что это такое?

Применительно к теннису – просто незаменимое качество. По его наличию или отсутствию можно смело судить о природных способностях любого игрока. Теннисист, наделенный «чувством» мяча, обладает быстрой реакцией и тонкой интуицией, что позволяет ему почти безошибочно решать постоянно возникающую дилемму – с какой силой пробить по мячу в той или иной игровой ситуации. Действительно, главная и первостепенная особенность тенниса, как игрового вида спорта, заключается в том, чтобы как можно дольше держать мяч в игре. Поэтому понятия «чувство мяча» и «контроля» неразрывно связаны между собой.

Особое значение эти качества приобретают, когда речь идет о «нестандартных» ударах. Выше уже говорилось об отличительных особенностях «игроков от бога». Так вот их способности с особой силой проявляются в острых игровых ситуациях, требующих нестандартных решений и незаурядного технического мастерства. Например, когда нужно моментально внести коррективы в ударное движение ракеткой: изменить замах, его траекторию, угол наклона головки ракетки, придать мячу особое вращение и т.д.

Руки способны на многое

Теннисист, виртуозно владеющий ракеткой, способен творить с мячом подлинные чудеса. Истинных мастеров такого «жанра» в профессиональном теннисе можно буквально пересчитать по пальцам. В качестве примера хотелось бы привести американца Джона Макинроя, который проявил себя как блестящий мастер непредсказуемых укороченных ударов с лета.

По всей вероятности теннисист готовится мягко «переправить» мяч вдоль сетки на сторону соперника

Наблюдать за действиями мастеров тонкой игры с лета – одно удовольствие, так как очень часто мяч буквально «прилипает» у них к ракетке. Например, при выполнении укороченных ударов они - буквально с легкостью фокусника - могут «погасить» скорость стремительно летящего навстречу мяча, скажем, со 100 километров в час до 7-10 км. Существует распространенное мнение, что при игре с лета достаточно вовремя подставить ракетку под мяч, чтобы справиться с высокой скоростью мяча на приеме и тут же «положить» его у самой сетки. Но это далеко не так. В результате проведенных за рубежом исследований была установлена интересная закономерность: профессиональные игроки с репутацией «особо одаренных природой» при выполнении укороченных ударов с лета встречают мяч позже, чем обычно.

Они инстинктивно приближают точку взаимодействия ракетки с мячом к туловищу и используют массу своего тела в качестве «подушки» для амортизации силы удара соперника. Именно так «гасил» скорость мяча любимец американской публики Пит Сампрас, когда при игре с лета ему удавались эффектные укороченные удары слева. Вывод напрашивается сам собой. Оказывается, мало иметь «ловкие» руки, нужно еще обладать и гуттаперчевым телом, без участия которого трудно решить сложную задачу снижения скорости полета мяча на приеме.

Коронный удар с лета в исполнении Пита Сампраса

Вместо заключения

Современный теннис с его постоянно растущими скоростями и высоким темпом игры давно уже превратился в атлетический вид спорта. Соответственно выросли и требования к специальной и физической подготовке его участников, которым все больше приходится действовать в условиях острого дефицита времени и все чаще использовать самые сложные и необычные по технике исполнения удары для достижения высоких спортивных результатов.


Георгий Дашкевич, специально для www.racketlon.ru

e-mail:georgiy_dash@list.ru