Глава 6.

МЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН В ТРЕНИРОВКАХ И СОРЕВНОВАНИЯХ

Полезные психотехники для продвинутых и желающих совершенствоваться игроков, а также их уважаемых тренеров.

Общие положения:

Абсолютно все игроки и тренеры знают, что помимо общефизической, специальной физической, тактико-технической подготовки существует еще и психологическая подготовка. Думаю, что каждый имеет свое собственное представление о том, что это такое. Очень часто психология, т.е. психическое состояние спортсмена в процессе соревнования, становится обозначением чего-то непонятного, но весьма существенного (примерно так же говорят «плохая экология», имея в виду техногенное загрязнение среды обитания) для успеха или неуспеха. Понимается, что в ответственный момент спортсмен потерял концентрацию, увеличил количество невынужденных ошибок, неоправданно сменил выигрышную тактику и т.д. - словом, начал действовать так, что помог сопернику победить. В связи с этим прошу спросить меня:

1) Можно ли что-то сделать с этой ситуацией?

2) Как воздействовать на поведение спортсмена с целью закрепления правильных, выигрышных привычек и, соответственно, избавления от ненужных?

3) Для всех ли это возможно?

4) И стоит ли заниматься психологической подготовкой?

Отвечаю по порядку.

1) Существуют методики адекватного поведения в стрессовых ситуациях, им можно обучиться. Другое дело, что человеческая психика - очень сложный и малоизученный механизм, поэтому принципиально невозможно даже при самой передовой методике и самых усердных и систематичных занятиях добиться 100 % успеха, но можно существенно увеличить этот процент.

2) Необходимо систематически тренировать психику спортсмена (а вместе с этим и тренера) с тем, чтобы добиться многослойной структуры психического отражения на уровне а) убеждений, основой которых является вера в себя; Ь) на уровне неосознаваемых привычек, инстинктов, склонностей, предрасположенности; с) тактико-технической и психотехнической обученности, умению применять то, что умеешь «к месту», умению управлять своей психикой и различными воздействиями; d) умению воздействовать на соперников и окружающих через отзеркаливание, подстройку, ведение, заманивание, внушение, закрепление и прочие влияния (+ репутация).

3) Думаю, да, другой вопрос, что, несмотря на некоторые успехи в изучении воздействия стресса на спортсмена, в частности, многое в этом вопрос неясно. У меня складывается мнение, что известна общая схема развития ситуации стресса и общий механизм ответа на него, но вот когда произойдет «отказ», - не может точно сказать никто.

4) Опять же, если рассматривать спорт как деятельность в стрессовой ситуации, то одним из общепринятых шагов по выходу из стресса предлагается опора на нечто известное - это могут быть как некие ритуалы, определенные психические состояния, внутренние и тактильные ощущения и т.п.; то есть опыт успешного преодоления затруднительных ситуаций.

Когда обучаться эффективным психотехникам?

Самое лучшее время - базовый сбор в межсезонный период, когда психологически спортсмен готов воспринять новое и не так к нему подозрителен.

Напоминаю тренерам: психика очень инертна, и необходимо запастись терпением до появления устойчивых успешных результатов в освоении навыка. Дело в том, что все новое спортсмен, имеющий сколько-нибудь существенный опыт, воспринимает настороженно, а совсем не восторженно: такова ее (психики) природа. Постоянно подчеркивайте, что наряду с увеличением или интенсификацией нагрузок, разучиванием новых комбинаций, необходимо обучаться именно стабильно их применять.

Ближе к делу

Спортивная подготовка (включающая в себя составной часть, спортивную тренировку) подчиняется неким общим для любого вида обучения закономерностям. Например, 1) лучшая импровизация - заранее подготовленная (предыдущим процессом), отсюда 2) неосознаваемый ответ всегда быстрее, чем осознаваемый, но его необходимо долго тренировать (предлагая спектр стереотипных ответов) и приучая организм выдавать сразу же (квазиинстинктивно) один из них 3) в подготовке нет мелочей: это означает, что организм очень сложная и неоднородная по степени надежности система, и внутренние его связи и соединения имеют риск травмы, болезни, перенапряжения и т.п., поэтому больной зуб, потертость, тяжесть в желудке, любого рода недомогания снижают общую работоспособность.

Организм имеет несколько степеней управления и несколько ступеней защиты. Чтобы он правильно функционировал, за ним надо соответственно ухаживать, делать профилактику и соблюдать правила эксплуатации. Каждая сложная система имеет относительно слабые звенья, поэтому их надо выявить, иметь в виду, "закачивать" или иным образом укреплять (увеличивать надежность). Поскольку деятельность организма осуществляется под управлением 1) ЦНС; 2) вегетативной НС; 3) эндокринной НС, то для успешной спортивной деятельности необходимо изучить возможности (ресурсы) своего организма, исходя как из научных данных, так и конкретных измерений.

Пример: ресурс подопечников по выработке адреналина (гормона ярости) весьма ограничен, и шансы на спортивное долголетие имеют те, кто расходует этот ресурс бережно, в основном выступая на классе. Нервная система имеет свои особенности и законы функционирования, которые мы должны учитывать (они вне наших желаний, и переданы нам по наследству). Поэтому тренер, стремящийся к успеху (а не к возможности покомандовать), должен НЕ подвергать спортсмена стрессу по мелочам (не «дергать»), постоянно и постепенно обучая того самодиагностике, самопрофилактике и саморегуляции (в частности об этом идет речь в этой книге), приучая их постепенно дистанцироваться от тренера, от бытовых, межличностных факторов, сосредоточившись на самосовершенствовании. Спортсмен же НЕ должен «париться» из-за того, что еще не наступило (на что нельзя никак повлиять) или можно только гадать, отвлекаясь от процесса основной деятельности (контроля движений, спортивного снаряда, положения тела, мышечного тонуса, реакции соперника и т.д.).

В конечном счете, все мы хотим, чтобы наши желания исполнялись, вне зависимости, что о них думают и как к ним относятся другие, поэтому, в применении к бадминтону, мы хотим прямой связи между желанием победить и осуществлением такого желания. Мешают же установлению такой прямой последовательности по большей части стереотипы: 1) мы находимся в плену прошлого, в железных объятиях иерархии отношений своей картины мира; ригидность нашей психики - вот причина того, что для достижения своих целей мы выбираем окольные пути. Тормозим, короче.

Смотрите: есть ритуалы, есть рейтинги, преемственность, уважение к заслуженным и опытным и т.п., и все они подсказывают, что сохранение status quo устраивает большинство нашего сообщества. И что же делать, если оно не устраивает тебя?

Психологи утверждают, что существуют два пути изменения своих жизненных установок, которые включают в себя поведенческие стереотипы. Эти образования являются каркасом, основой, скелетом нашего поведения. В них накапливается жизненный опыт, позволяющий жить на том уровне, который человек считает для себя приемлемым и достойным. Однако для честолюбивого спортсмена, имеющего высокую самооценку, нормальным и приемлемым является процесс разрушения таких стереотипов, поскольку он соревнуется и стремится подняться в иерархии. Первый путь - очень медленная и постепенная замена старых установок на необходимые для прогресса новые. Поскольку такой процесс не одномоментен, то работа тренера - готовить психику спортсмена к принятию новой иерархии, где тот занимает более высокое, чем в данный момент, положение, еще до наступления такого момента, т. е. поверить в возможность победы, которую еще не одержал. Второй путь - научиться входить в состояние просветления, когда при отключении импульсов от напряженных мышц (что в данном случае говорит об их препятствовании свободным движениям) спортсмен вначале пропускает через свой мозг, а затем и через весь свой организм небывалое до того ощущение свободы и безграничных возможностей. Вначале он отпускает на свободу свое воображение, а затем сам просматривает и прочувствывает то, чего никогда не испытывал. Этот процесс известен как идеомо-торная тренировка, но нам бы хотелось подчеркнуть, что в данном случае спортсмен готовится сделать то, что никогда еще не совершал, и это изменит его представление о границах своих возможностей.

Важнейшим условием успеха в бадминтоне является навык удержания внимания во время розыгрыша.

Для тренировки навыка предлагается концентрировать внимание на 1) слове (фразе) или 2) дыхании. Выбирается слово (фраза), которую повторяет определенное количество раз, фокусируя только на этом все свое внимание. Выбранное слово называется «рефл», а повторение его рецитацией. Например: «Ом хрих Ваджра джвала сарва карма»: пусть три моих: тело, ум и эмоции освободятся от спутанности, связанности и любых ограничений. «Ла илах илла аллах»: нет бога, кроме Аллаха - можно сочетать с созерцанием написания. «Ом чандра виджайе ха хе хум пхат» пусть отвратятся от меня те, кто желает мне зла. «ОУЭИ» - наполняет физической силой. «Звуковая магия». П.А. Флоренский: «Рассмотреть, в чем магия слова - это значит понять, как именно и почему словом мы можем воздействовать на мир».

Существенной методической ошибкой является уменьшение наблюдателем влияния (тренером?) на поведение игрока ситуативных факторов (хода игры и ее переживание игроком) и увеличение влияния фактора его состояния (установки, внутренних диспозиций, предрасположенности): это т.н. фундаментальная ошибка каузальной атрибуции.

На первый план выдвигается проблема соревновательного поведения (СП). СП: коктейль импровизации и обдуманности, но спортсмены хотят его рационализировать, сделать целенаправленным, осмысленным, последовательным и расчетливым. Основой СП является тактика, целью тактики -•получение преимущества в конкретной ситуации соревновательной борьбы (смена тактики основана на стратегии: это набор правил, которыми тренер и спортсмен руководствуются для принятия решений в своем соревновательном поведении).

Согласно концепции Р. Харре, существует два типа регуляции социального поведения:

1) правила - даны: а) ранее и Ь) извне;

2) планы созданы тобой.

Имеется пять независимых переменных (пентабазис) для создания различных тактик:

1. Пространственные характеристики: позиции, маршруты передвижения, ограничения и т.п.

2. Временные: темп, быстрота, реактивность, последовательность, длительность - легко задать, но исполнение зависит от энергетических возможностей спортсмена.

3. Информационные характеристики 1)какую информацию спортсмен или тренер получает в ходе соревнования; 2) какую информацию он должен выдавать соперникам (с целью их дезинформации); 3) какой информацией обмениваться с партнером.

4. Энергетические характеристики: распределение сил: равномерное, начало и конец как повысить общий уровень активности: через управление уровнем энергозатрат, воздействием на эмоции и мотивацию.

5. Со стороны спортсмена: СП носит нарративный характер (рассказывание историй): спортсмен повествует о себе таким, каким он себе кажется. Любые события в соревнованиях и ситуации, в которых они протекают, кроме требований, обладают еще и возможностями. Джо Гибсон сказал: «Знания, необходимые для выполнения задуманного, извлекаются из оценки возможностей».

ПОЛЕЗНАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ

ДОГОВОР О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий договор заключен между

1) Имя спортсмена, далее - спортсмен, и

2) Имя тренера, далее тренер.

Договор заключен для подготовки к соревнованиям по бадминтону и участия в них, куда входят:

1) Самостоятельных тренировок ______

2) Работа с тренером ______

3) Участие в соревнованиях ______

4) Учебно-тренировочные сборы ______

5) Иные мероприятия ______

Условия:

1) Режим самостоятельных тренировок:

___раз в неделю, по___час.

2) Тренировки в группе: ___раз в неделю, по ___час.

3) Индивидуальных тренировок:

___раз в неделю, по___час.

4) Количество турниров в месяц: , не более.

Обязательства сторон:

Спортсмен обязан: 1) 2)

3)

4)

5)

6)

Тренер обязан: 1) 2)

3)

4)

5)

6)

Стороны имеют право: 1) 2)

3)

4)

5)

6)

Особые пожелания сторон: Спортсмена к тренеру: Тренера к спортсмену: Условия расторжения договора

Сумма неустойки при условии одностороннего расторжения договора составит______ рублей.

Срок действия с дд.мм.2010 гг. по дд.мм.2011 гг.

Подпись спортсмена, его законных представителей, тренера.

КАК ОБЪЯСНИТЬ ТАКТИКУ?

НАЧЕРТИТЬ ЛИСТ ПУСТЫХ ПЛОЩАДОК.

подача прием атака защита

После этого пошагово объясняется последовательность игровых действий.

ПЕНТАБАЗИС:

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ТАКТИКИ

Темп.

Быстрота.

Реактивность.

Последовательность.

Длительность.

Определить, к какому типу

относится соперник:

1. Силовой агрессор: убыстряет игру, стремясь как можно быстрее задавить, забить.

2. Тактический агрессор: ведет игру к ситуации, когда он может забить.

3. Активный защитник (контратака): надежная активная защита - плоский ответ ждет ошибки, выматывает.

4. Защитник: замедляет игру, удлиняет розыгрыши.

5. «Хамелеон»: играет так, как неудобно сопернику, максимально используя свои преимущества.

Важнейшие умения бадминтониста

1. Ответ из любого положения в желаемую точку (сохранение status quo).

2. Вариативность ударов: обманные (задержки), подрезки, кистевые, скрытые (из-за себя).

3. Смелый ответ на любой смеш: не обязательно сверху, но быстро или неожиданно.

4. Быстрая перезагрузка, умение забывать эмоции от неудачи, относиться к игре как к развлечению.

Получаемая в ходе соревнований информация:

1. Слухи, мнения.

2. Просмотр игры, тренировки.

3. Поведение при встрече: разминка, идет/не идет на диалог.

4. Как ведет себя при задержках, спорах, сильно ли различается поведение при большой и малой разнице в счете.

5. Коммуникация с тренером, болельщиками.

6. Паузы.

7. Иное.

Выдаваемая сопернику информация:

1. Незначительная, неважная правдивая: неформальные интересы, предпочтения.

2. Относительно подготовки и состояния 80% неправды, как можно больше двусмысленных, противоречивых и туманных ответов: соперники не дремлют.

3. Общение самое дружеское, стремление «убаюкать» оппонента.

4. Целью коммуникация, в ходе которой сопернику дается некая дозированная информация, является провоцирование его на некую откровенность, снижение осторожности и возможная выдача своих важных моментов.

Какой обмениваться информацией с партнером:

1. Кратко относительно соперника: куда бить, на кого играть.

2. Насчет своего состояния.

3. Возглас: «твой!», «играй!», «мой!», «оставь!», «держи!».

4. Похвала и поддержка.

5. Разгрузка от ответственности.

Управление расходованием и восполнением

энергетических ресурсов.

В зависимости от представления тренера, у кого сил больше, и происходит их распределение:

1. Оторваться в начале и затем держать дистанцию, сохраняя спокойствие и время от времени снова отрываясь.

2. Оторваться или «зацепиться» в ключевой момент (1, 2, реже 3 «ключевых» наиболее упорных, длительных, разнообразных розыгрыша).

3. Редко прибавить в концовке (это обычно более ожидаемо).

Эти варианты зависят от оценки энергетического потенциала своего и чужого игрока.

Со стороны спортсмена: личностный миф: тренер предлагает спортсмену рассказать о своей игре как комментатор.

Игроку:

как изменить плохое настроение?

Вы проиграли очко, и это уже на первое, а несколько подряд. И? Все, что нужно изменить вашу реакцию на свою действительно плохую игру.

Этот процесс состоит из четырех шагов:

1. Почувствовав, что теряете самоконтроль - остановитесь, дважды глубоко вдохните, медленно выдохните и соедините до пяти.

2. Громко выскажитесь.

3. Прокрутите в воображении свой неудачный удар, представляя, как сделать его правильно.

4. Повторите наяву этот удар правильно.

Зачем все это?

1. Дыша глубоко, мы уменьшаем отрицательные эмоции, поэтому они меньше будут влиять на следующие удары.

2. Считая до пяти, мы задействуем левую (логическую) долю мозга, отвлекая от работы правую (эмоциональную), провоцирующую гнев, т.к. мозг может работать только одним полушарием.

3. Высказываясь, мы снимаем эмоциональное напряжение.

4. Повторяя удар вначале мысленно, а затем физически действуя, мы направляем правильные действия на изменение неправильного удара. Ваш мозг автоматически начинает думать, как совершить удар правильно, вместо собственно неправильного исполнения.

Главное: совершать ошибки не плохо, это только часть процесса обучения (вместе с удавшимися ударами); и поэтому из-за них не стоит терять уверенность.

«Будьте сами для себя спасительным, не ищите убежище в других» Будда.

Тренеру:

При обучении двигательному действию формируются следующие установки:

1. На что и как смотреть (предмет восприятия).

2. Что ученик должен видеть (методы познания глазами).

3. Что необходимо почувствовать («мышление телом», «предусмотренные ощущения»).

4. На что объект похож (показ неизвестного с помощью известного).

Перед соревнованиями ученик выполняет задание:

отвечает на вопросы:

1. Каков будет его результат: а) наилучший; Ь) наихудший; с) наиболее вероятный.

2. Что будет, если случится каждый из вариантов.

NB! Страх проистекает из размышления о прошлых неудачах и возможных будущих. НО: будущее воображаемо, а прошлое мертво.

В каждой тренировке от 5 до 15 % времени - на максимуме возможного. При подготовке к турниру в первую очередь подтягивать слабое звено. Во время отдыха - отдыхают глаза и наиболее крупные мышечные группы. Снятие усталости это снятие установки на защиту.

Спортивная психология сосредоточена на обучении спортсменов практическим навыкам с тем, чтобы они могли усовершенствовать свои умственные способности до уровня физических. Здесь действует принцип тройственности 1/3 -талант игрока, 1/3 - уровень приобретенных навыков всякого рода, 1/3 - связана с эффективностью работы мозга. Это прежде всего способность справляться с соревновательным стрессом, что и определяет силу игрока. На высшем уровне разница между победой и поражением гораздо чаще связана с умом, нежели с физическими проявлениями.

Тренировка умственных навыков включает:

1. Установку целей (см. гл. 1); цели разного уровня дают спортсмену направление его движения и проясняют его возможности.

2. Способность развитого и изощренного воображения и визуализации как необходимых навыков и приемов, так и выигрышных ситуаций. В воображении вы сможете: а) видеть свой успех; многие атлеты «видят» себя достигшими целей на регулярной основе при овладении этим навыком на высшем уровне; Ь) для мотивации - до и во время тренировочного занятия, до или после соревнований. Это обновит ваши намерения, увеличит интенсивность тренировочных усилий; с) совершенствовать навыки: лучшие из спортсменов «видят» себя выполняющими совершенные приемы, программы, комбинации, или играющими на самом высшем уровне; d) для ознакомления - от стратегии в целом до отдельного тактического нюанса; е) мысленное «прохождение» всех ключевых элементов своего выступления. Это поможет установить желаемые досоревноватеьные ощущения и концентрацию, а также не смешать отрицательные мысли с позитивным пре-игровым настроем. Представив, а затем ощутив нужный удар, комбинацию и всю игру, вы тем самым проторите дорогу своим правильным действиям. Для совершенствования перед исполнением любого приема представьте, что вы делаете его максимально близко к эталону. До начала соревнований мысленно воспроизведите план, важные комбинации, навыки, движения, ваши реакции или ощущения - которые вы хотите получить в игре.

Так развивается уверенность в себе - еще до того, как спортсмен столкнется с определенными ситуациями в игровой реальности, он уже мысленно ее сконструирует и в безопасной среде воображения сможет отработать методы ответных действий.

3. Расслабление - техники расслабления мышц и остановки внутреннего диалога и на тренировках, и в соревновательной обстановке, при этом целью является уменьшение уровня эмоционального фона любой модальности.

4. Победа начинается с уверенности: вы ведете себя как победитель. И чем раньше вы начнете вести себя как победитель, тем раньше вы начнете побеждать и приобретете уверенность. Выражайте свою уверенность взглядом, языком тела, своим голосом. Проанализируйте свою биографию, отметив в ней 5-6 значимых, героических событий. Так же поступите с именем, происхождение, национальностью. Создайте героический миф о себе. Относитесь к себе как к человеку, уже совершившему значительные, нерядовые поступки и тем более при упорной работе над собой способному на значительно большее. Выразите свою значимость, путем экспериментов наиболее эффективные для вас звуки, восклицания, слова и выражения различной модальности, способные немедленно закрепить, отменить или корректировать эмоциональную составляющую ваших усилий. 1) «Да!», «Так!», «Вперед!», «Хорошо!», «Есть!». 2) «Нет!», «Спокойно!», «Все лучше и лучше!», «Как же так?». Еще: «Ты можешь!», «До конца!», «Терпеть!» и пр. Помните: любая аффирмация вас усиливает, любое пренебрежение в оценке усилий отдаляет победу.

5. Игроки также учатся справляться с любыми недомоганиями. Ясно и непреклонно растолкуйте своему организму, что любое проявление жалости к себе неприемлемо.

6. Обязательным для всякой соревновательной деятельности является стресс как ответ организма на ситуацию, которую он расценил как угрожающую его эмоциональному, физическому и психическому благополучию.

ПРЕДЛАГАЕМ ОДНУ ИЗ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ.

Первый шаг:

1. Глубокое расслабление. Первоначально определяем карту мышечных напряжений. Сосредоточиться на контроле и регулировании дыхания. Создание желаемых мысленных представлений (примечание: обязательной является вера игрока в то, что расслабление поможет успокоению). Обучение и тренировка происходят в затемненном, тихом помещении (конечно, затем необходимо будет перенести применение навыков в тренировочную и соревновательную обстановку с постепенным увеличением числа сбивающих факторов).

2. На фоне достигнутого глубокого расслабления самовнушение совершенной уверенности в своих силах при любых складывающихся обстоятельствах и возникающих трудностях.

3. Спортивный психотренинг - программы по развитию идеомоторных навыков, обучение достижения желаемого будущего в идеальных условиях; просмотр всех могущих возникнуть игровых ситуаций и способы справиться с ними наилучшим для себя образом.

4. Непосредственная подготовка к соревнованиям: мысленный просмотр игр с известными, конкретными соперниками на фоне расслабленного тела и бдительного сознания.

Главное, что необходимо воспитать и сделать доминантным - жгучее желание победы и ясное видение будущего успеха, ясное настолько, чтобы оно было неотличимо от реальности. Уверенность в себе - в то, что вы преуспеете и достигните предустановленных целей. Признаком всех сделавших себя сильными является несгибаемая железная воля. Быть лучше и лучше, только лучше, разрушить любые появившиеся барьеры. Решительно игнорируйте тех, кто «хочет быть», но не верит, что «может быть». Помните: если ваши цели реалистичны, то вы будете достигать их.

Вызовите, поймайте, пробудите в себе ощущение успеха. Чувствуя себя успешным и уверенным, вы будете так же действовать. Нарисуйте вашу цель четко и живо, во всех деталях и медитируйте на ней, пока не проникнитесь всем своим существом: я туда иду и я достигаю. Войдите в эталонное психофизическое состояние. Помните: иногда удар не попадет в цель, но намерение не может промахнуться. В эталонном состоянии вы ощущаете счастье, благополучие, покой и свободу. Его признаки:

1) Это реальное воспоминание (вы его уже переживали);

2) Мгновенный эпизод (не процесс);

3) Вы хорошо себя чувствуете физически и эмоционально;

4) Отсутствует негатив в течение 2-3 недель до и после эталонного состояния;

5) Одиночество - ты никому не обязан и ни от кого не зависишь.

Жизненно необходимые для успеха в бадминтоне

элементы вашего мышления:

1) Его ясность (противоположность - связанность, спутанность, зависимость, неустойчивость), что является основой стрессоустойчивости;

2) Организованность: существование плана действий и умение его реализовывать;

3) Стремление выйти за пределы уже достигнутого (честолюбие?);

4) Контроль своей внутренней и внешней речи;

5) Склонность к размышлению, анализу, деланию выводов и на их основе коррекции своего поведения и, возможно, жизненных установок.

6) Уверенность в том, что вы можете самостоятельно справиться с любыми проблемами своей жизни, если только станете достаточно последовательны и терпеливы (время, без подсказок, опираясь только на свои силы (см. гл.2)).

Победа - это преодоление препятствий между тобой и поставленной целью. И победа эта для тебя значимее настолько, насколько ценнее цель. Источник препятствий -ваш соперник, и он уже ваш друг: только совместно вы можете определить истинные границы вашего сегодняшнего мастерства. Вы побеждаете не личность, а препятствия, которые она создала.

И поэтому в истинном соревновании нет побежденных: оба становятся сильнее. Тогда и вы захотите, чтобы соперник играл как можно лучше - сможете совершенствоваться. Не бойтесь проявить свой максимум усилий, тем самым максимально доверяя себе.

Взаимодействие со спортсменом - рекомендации поведения тренера во время соревнований. (По Роберту С.Джонсу - Великобритания):

Ваша работа как тренера - дать игрокам возможность высказать, что они чувствуют в максимально щадящей для них форме. Если игроки знают, что есть безопасная для них, не судящая, не критикующая личность, которой они могут объяснить, что чувствуют - то к ней и будут обращаться вновь и вновь. Важно, что любое из случившегося не осталось для них проблемой, а только тем, что возможно преодолеть.

Негативная, выходящая из-под контроля спираль эмоций раскручивается из-за того, что вначале вы чувствуете проблему, затем начинаете беспокоиться о ней, далее беспокоиться о беспокойстве и т.д.

Обрубив такую спираль изначально, вы избавляетесь и от прочих проблем.

Зачастую, просто признав происшедшее, мы открываем дорогу к тому, что такое не повторялось. Итак: вы просто говорите: «Да, я погорячился и пропустил волан», затем посмеетесь над этим (не забывая, конечно, об уроке) - вот вы на полпути к успеху.

Что может говорить тренер игроку

во время соревнований?

1) Будьте бдительны, будьте готовы - вот ключ к мини-мализации проблем и риска нервозности.

2) Ободряйте игрока - перенесите фокус его внимания на то хорошее, что он уже сделал и делает, и побуждает его действовать в том же ключе;

3) Приучайте его концентрироваться на чем-то одном в данный промежуток времени: играть очко за очком, не гадая насчет шансов победить или переживая оттого, что на него смотрят.

4) Напоминать о дыхании (расслабление, мобилизация, отсутствие напряжения и спазмов).

5) Не критиковать (это потом, после игры).

6) Напоминать о фокусе (как телескопе) - в основном смотрите сквозь соперника, как если бы вглядывались вдаль.

В долгосрочном плане тренер:

1) помогает спортсмену поставить реалистичные цели (см. гл.1). Здесь главное - быть честным перед самим собой в этом вопросе;

2) включает игрока в процесс принятия решений;

3) выявляет и предъявляет спортсмену признаки его личностного прогресса;

4) учит не преувеличивать значимость побед: они нужны, но больше приятны, чем полезны;

5) предоставляет возможности, достаточное время и уместное тренерское руководство, которое сможет еще выше поднять продвинутого игрока;

Обращение автора к игроку: ты играешь с живым человеком, поэтому научиться последовательно и своевременно отправлять воланы в разные точки площадки еще не все. Спутайте карты соперника, разрушьте его планы, заставьте его сомневаться в том, что он может правильно понимать и предугадывать ваши действия - и вы вступите на путь, ведущий к победе. Разработайте и применяйте систему обманных действий, включающую ваше игровое и внеигровое поведение. Ваши физические ресурсы могут быть ограничены генетически или тем количеством тренировочной работы, через которую вы прошли - и всегда может найтись более быстрый, выносливый, мощный, чем вы на данный момент. Будьте к этому готовы, примиритесь с такой возможностью. Чем раньше вы начнете относиться к игре в бадминтон как к сложному интеллектуальному соперничеству, тем быстрее продвинетесь к истинному пониманию.

Пока вы еще не встретились с соперником, готовьтесь к этой игре. Но не т.н. раздумьями: «победю - не победю», и если уж вам так хочется заглянуть в будущее, делайте это по определенной системе, плану и в разумной последовательности. Подойдет наиболее краткая методика, сочетающая более рациональную сторону и менее рациональную. Девиз: «Спокойствие - выигрыш, смятение - потеря» (Мухаммад).

1. Определение стиля соперника.

2. Определение своего стиля.

3. Сопоставление и сравнение ведущих игровых качеств, определяющих успешность вас и соперника.

4. Вывод: что можно изменить, а что нельзя за оставшееся время, что принесет наибольшую пользу. Какая тактика ослабит или нейтрализует сильнейшее качество соперника.

И последнее.

Вскоре (раньше или позже, или уже) вы решите: двигаться к неведомой вершине или плавно скользить по уже известным холмам. На что решиться, как поступить. Для справки: эти шесть критериев наиболее значимы для отбора игроков в испанские сборные по футболу (напомню, испанцы - чемпионы мира):

1. Техника.

2. Скорость

3. Быстрота мышления.

4. Характер.

5. Честолюбие.

6. Уравновешенность.

Прикиньте, может быть, и для вас это окажется полезным. И напоследок обещанное упражнение «Переход». Осуществляется в данном случае при выходе на площадку. Сделайте это важным ритуалом.

Порядок действий:

1) Встаньте рядом с площадкой (в тренировочном зале) и сосредоточтесь. Примите устойчивую позу, попросив предварительно никому вас некоторое время не отвлекать. Закройте глаза и, сделав несколько спокойных и глубоких вдохов и выдохов, расслабьте важные для игры мышцы. Постойте так некоторое время, с каждым дыхательным циклом все более успокаиваясь и расставаясь с любыми беспокоящими вас мыслями. Здесь мысли неуместны.

2) Представьте и как можно более реалистично ощутите себя стоящим на бортике бассейна. Вы ощущаете легкое беспокойство: «не холодна ли вода», но гораздо интенсивнее вы переживаете радость предвкушения приятных ощущений пребывания в воде.

3) Теперь сделайте шаг на площадку - это соответствует тому, что вы прыгаете в воду и целиком в нее погружаетесь. Вы открываете глаза, делаете ловкие, сильные, уверенные движения и плывете. Здесь все другое, иные телесные ощущения, но вы легко и спокойно со всем справляетесь.

4) попрактикуйтесь несколько раз, повторяя действия и ощущения при 1-3 шагах. Применяйте эту методику при начале работы с воланом, предигровой разминкой, а также перед экзаменом и любым рискованным предприятием. Постепенно вы увидите, что данный ритуал автоматически позволяет вам целиком сосредоточиться на выполняемых действиях, что, согласитесь, весьма немаловажно для вашего успеха. Вот пока и все.

Удачи и до свидания!